Главные проблемы школы: мнение педагогов
Мы много общаемся со своими подписчиками и видим определенные мысли, которые так или иначе повторяются разными людьми. О чем говорят сами педагоги? Чему они хотят учить школьников?
Образование развалено
Это тезис, который прочно закрепился в умах не только педагогов, но и родителей.
Первые понимают, что за ворохом ненужных бумаг и постоянных реформ становится трудно увидеть ученика, того самого, ради которого все и затевалось.
Вторые чувствуют, что им приходится включаться в процесс обучения все чаще, так как ребенок нуждается в помощи родителей, самостоятельно овладеть знаниями ему все сложнее, и дело тут не в лени. Возникает закономерный вопрос: почему все чаще возникают разговоры о развале системы российского образования? Неужели нет позиций, где наши школьники сильны?
Устаревшая система образования
Все чаще мы слышим призывы посмотреть внимательно на отечественный богатый опыт советского образования, которое по праву считалось самым лучшим образованием в мире.
К слову, члены команды "Обучение ПРО" получили именно то самое образование, с опорой на академические знания. Но молодые учителя, которые приходят в школу, работают совершенно иначе, применяют в своей работе новые инструменты, на их уроках постоянно включен проектор, а опытные учителя предпочитают работать с маркерной или меловой доской.
Но что значит «Устаревшая система образования»? Был пример, когда учитель в началке включал видеоурок и либо уходил из класса, либо занимался своими делами (писали об этом). Каждый согласится, что такое обновление нам уж точно не нужно.
Выпускники
К чему мы готовим наших выпускников? Конечно, они должны найти свое место в жизни, быть гражданами своей страны. Получается, что наша система образования должна быть нацелена на существующие запросы рынка труда?
Согласитесь, это слишком узко. Еще уже звучит фраза одного человека, который выступал перед нами на курсах повышения квалификации. Он сказал, что школа должна подготовить выпускника к государственной итоговой аттестации, то есть к ОГЭ и ЕГЭ. Если так думать, получается, что «натаскивание» на ВПР, ОГЭ и ЕГЭ - это оправданно и закономерно. Но с этим никак нельзя согласиться. Хотя, конечно, отличная подготовка к ЕГЭ позволяет получить высокие баллы, а высокие баллы гарантируют поступление в желаемый вуз.
Устаревшая, потому что не по запросам
Это мнение часто проскальзывает в комментариях. И оно так же встречается с серьезной критикой. По запросам может быть дополнительное образование и внеурочная деятельность, а массовая школа должна дать базовое образование, которое включает в себя изучение разнообразных наук для исключения однобокого взгляда на мир.
Это к вопросу о том, есть ли ненужные предметы в школе или их нет.
Не любите музыку? Вы просто не умеете учить музыке
Учителя музыки, изобразительного искусства и физкультуры часто жалуются на то, что их предметы часто «задвигают», запрещают «портить аттестат» тройками. Все по той причине, что эти предметы не считаются важными. Хотя именно через эти предметы можно показать метапредметную связь, взаимосвязь дисциплин.
Наша коллега, учитель музыки, работая в профильной инженерной школе, ведет уроки музыки, совмещая их с уроками черчения и математики, например, на основе метронома рассказывает о скорости, на основе музыкального ритма - об основах черчения. Все это позволяет открыть новые грани в изучении предмета.
Стоит ли говорить о том, что школьники ждут урока музыки каждую неделю, потому что на этих уроках они могут осознать то, что тяжело дается на уроках математики.
Недостатки школы
Но мы отвлеклись. Какие же главные проблемы выделяют сами учителя?
-
чрезмерная учебная нагрузка школьников и самих педагогов (это связано с перенасыщением информации, а также с тем, что приходится постоянно переписывать рабочие документы учителя, например, были нужные технологические карты – писали, теперь нужно переосмыслить ФГОС – переписываем планы уроков);
-
ненормированная нагрузка учителей (если цитировать, то прочитаем следующее: «выходной – не выходной, все время надо что-то сделать, проконтролировать, занять, развлечь», «вечером работа не заканчивается, потому что надо сообщить родителям об одном, о другом, заполнить одну анкету, другую форму, третью таблицу, и обязательно срочно»);
-
нет реальных примеров практики, как нужно индивидуализировать процесс обучения («понятно, что образовательные возможности детей разные, нас призывают к тому, что нужно организовывать индивидуальный подход. Но как? Если в классе 40 человек, пять из которых с заключениями ПМПК, пять - из неблагополучных семей, а потому у них не просто нет тетради, но они просто голодные, у 10 проблемы с учебной мотивацией»).
Кто-то может сказать, что учебная нагрузка – это нормально, ведь учеба – это труд. Да, но в результате интеллектуального труда мы должны получить адекватный итог, а не знания школьников, когда они путают исторические факты и не умеют анализировать книги.
А учителя в результате своего труда должны получить адекватные материальные средства. Тогда, возможно, нам не придется слышать от коллег: «Я это делать не буду, мне за это не платят».
А что вы считаете основной проблемой системы образования?
Источник
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через