фото: justtalks.ru
Как мы сообщали ранее, в Казахстане растет число детей, которые подвергаются буллингу. Согласно национальному исследованию, самая высокая доля жертв травли в школах – среди детей 11 лет. Почему же это происходит? Разбирались с психологами и педагогами.
Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») – это относительно новый термин, обозначающий детскую жестокость, которая выражается как в физическом нападении, так и в оскорбления, злых шутках, насмешках, бойкоте.
Почему ребенок становится булллером?
Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. “Как правило, это один-два ребенка в классе, негласные лидеры, которые обладают популярностью и влиянием на других детей. Чаще это физически крепкие дети, обладающие хорошими коммуникативными навыками и завышенной самооценкой, - говорит детский психолог Алия Жакупова. - Основная причина травли не личная обида, а стремление закрепить свой авторитет, самоутвердиться, выделиться. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье, там, где агрессивно ведет себя отец или мать, или же более старшие братья”.
Очень часто это дети из семей, где процветает физическое и психологическое насилие. Ребенок с детства привыкает к тому, что власть и авторитет отстаивается силой, оскорблениями, унижением. Или ты сильный (и тебя боятся, а значит, по его мнению, уважают), или ты слабый (и к тебе можно плохо относиться). Других моделей поведения ребенок не знает и зачастую испытывает необходимость совершать какие-то яркие действия, чтобы привлечь к себе внимание родных.
По наблюдениям американских ученых Пеллегрини и Бартини, у 10-12 –летних мальчиков буллинг выражен в начале учебного года, когда они энергично борются за место в групповой иерархии, позже, когда этот процесс завершен и иерархия оформлена, буллинг ослабевает. Каждый уже знает свое место.
Кто может стать жертвой буллера?
“Как правило, жертва школьной травли – это ребенок с особенностями или дефектами внешности, из семьи с низким достатком, слабый физически и не умеет за себя постоять, таких еще называют «маменькиным сыночком», - считает учитель младших классов Алла Севостьянова. - Жертвами травли чаще становятся дети с низкой самооценкой, излишне чувствительные и эмоциональные, или замкнутые и застенчивые, с неразвитыми коммуникативными навыками, социальными страхами и комплексами”.
Зачастую жертвы живут в дисфункциональных семьях, где процветает физическое и психологическое насилие, где к ребенку нет любви, где родители особо не обращают внимания на воспитание и наблюдается отстраненное и холодное отношение к ребенку.
Такой ребенок не умеет выстраивать личные границы и защищаться от нападок, боится дать отпор в страхе еще большего наказания, привыкает терпеть насилие по отношению к себе. И не просит о помощи – ведь не может доверять даже самым близким людям, родителям. Он замыкается в себе и терпит.
Особенно распространен сейчас кибербуллинг. Ребенка унижают и оскорбляют в соцсетях, выкладывают в открытый доступ конфиденциальные данные (в том числе обманом или шантажом полученные интимные/унижающие фото и видео), поддельные данные (например, фальшивые переписки или обработанные в редакторах фото и видео).
Как понять, что ребенка унижают в школе?
Детский психолог говорит, что существует множество признаков, на которые родителям нужно обратить особое внимание:
- ребенок часто выглядит подавленным, печальным или становится раздражительным,
- он стал более тревожным, плохо ест и спит,
- он замкнут, необщителен, избегает разговоров о школе,
- часто критикует себя, задает вопросы, например, «А я правда толстый?», «А я правда глупый?» и т.д.,
- постоянно после школы находится дома, не выходит гулять и ни с кем не общается,
- постоянно ищет поводы не идти в школу (жалуется на простуду, головную боль и т.д.),
- ребенок стал сбегать с уроков, ухудшилась учеба.
Обязательно обращайте внимание на физические признаки:
- ребенок часто приносит из школы поврежденные вещи, одежду, канцелярские товары, учебники – а о причинах не говорит,
- у ребенка появляются царапины, ссадины, синяки – и он избегает говорить о причине их появления,
- у ребенка появились нервные тики, заикание,
- у него ухудшился сон – бессонница, ночные кошмары или, наоборот, повышенная сонливость.
Что делать родителям, если ребенка травят?
В случае школьной травли крайне важна совместная работа школьного психолога, родителей и учителей.
Не стоит накидываться на своего ребенка и обвинять его: “Так почему ты не дал сдачи?!.. Сам виноват, не будь тряпкой!” . Для ребенка родители – наиболее близкие и авторитетные люди. Именно от них он ждет защиты, помощи и поддержки. Поэтому вместо обвинений и поверхностных советов важно настроить спокойный доверительный диалог: “Я очень люблю тебя и хочу тебе помочь. Я всегда на твоей стороне и всегда поддержу тебя. Ты можешь честно мне обо всем рассказать. Это не твоя вина! Ты молодец, что рассказал об этом! Мы вместе справимся с этой проблемой!”.
Обязательно свяжитесь с классным руководителем и поговорите наедине (предоставьте доказательства, если есть, например, фото царапин и синяков, скрины комментариев, запись обзывательств и угроз). Выясните, что известно о конфликте учителям, оцените масштаб травли.
Лучшее решение – предложить работникам школы провести классный час. На нем важно обрисовать ученикам ситуацию с точки зрения жертвы травли – что конкретно чувствует и переживает такой ребенок, к каким последствиям это может привести.
Также стоит предложить ученикам обсудить причины конфликта, узнать мотивацию агрессора. Нелишним будет и акцент на свидетелях травли – почему они поддерживают агрессора или становятся пассивными свидетелями, что они чувствуют и как им себя вести в такой ситуации.
Посмотрите вместе с детьми замечательный фильм Р. Быкова «Чучело», пусть ребята ответят на ваши вопросы. Крайне важно наладить доверительный диалог с учениками, показать им, что взрослые искренне заинтересованы в оценке и решении проблемы.
Если же все усилия не приносят результата и ребенка продолжают травить или бойкотировать, то в этом случае есть смысл перевести ребенка в другое учебное заведение. И лучше, чтобы оно находилось как можно дальше от прежней школы.
И конечно же, для самих детей – и жертвы, и агрессора - очень будет важна индивидуальная работа с детским психологом. Такая работа поможет не только проработать последствия, но и предотвратить подобные ситуации в будущем. Главное - не замалчивать проблему, а относиться к ребенку со всей любовью и вниманием!
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через