Что делать, если два хулигана изводят весь класс. Методы голландского учителя

Что делать, если два хулигана изводят весь класс. Методы голландского учителя

Что делать, если два хулигана не дают детям учиться и создают конфликты в классе? Мой папа-учитель в голландской школе поделился методами, которые он использовал бы.

В предыдущем посте я рассказал, что делают в голландских школах для того, чтобы предотвратить травлю учеников: как создают хорошую атмосферу в классе и как учат детей общаться с друг с другом.

Встреча жертвы и обидчика

Шаг 1. Какая проблема. "Для начала я бы вызвал на беседу учеников, которых обижают эти ребята. В чем заключается проблема? Что хулиганы делали с ними?

Шаг 2. Поможете решить? Я бы спросил жертв обидчиков: "Вы поможете мне решить проблему?" Думаю, они будут сомневаться, но я настрою их на сотрудничество.

Шаг 3. Конфронтация. Я организую встречу между жертвами и обидчиками. Причём сделал бы это не с двумя хулиганами сразу, а поодиночке, чтобы у них не было поддержки друг друга. Сначала попрошу жертву рассказать, в чем жалоба: "Скажи это сейчас, в лицо своему обидчику". Но есть жёсткие правила для оппонента:

А я как учитель буду вести эту беседу.

Жертва рассказывает о том, что её обидело, какие негативные эмоции этот поступок вызвал. Когда жертва высказала всё против обидчика, я бы попросил обидчика ответить: "Что можешь ответишь?". Часто дети не задумываются, что их поступки сильно ранят других, они не понимают, что их шутки обижают.

Скорее всего это приведёт к хорошему результату. Потому что обидчик скажет, это всего лишь шутка, это ничего страшного.

Важно, чтобы жертва говорила о чувствах:

Тогда обидчик видит результат своих действий, к чему его поступки или слова приводят. Также он видит, что чувствует другой человек.

Часто бывает, что это просто игра, в большинстве случаев это так. Возможно будет недостаточно, тогда будет другая дискуссия, но чаще этого будет достаточно.

Правила для хорошего климата в классе

В начале года я устанавливаю правила, как надо общаться друг с другом. Это наши правила, наш договор (об этих правилах читайте тут). Очень важно всем детям помнить эти правила: "Помните, о чем мы договорились с вами?". Эти правила создают климат в классе. Если я вижу, что-то идёт неправильно, я могу вести дискуссию с этим учеником. Часто этого будет достаточно.

Когда человек в классе продолжает оскорблять, бить, тогда я использую no blame method (метод, когда не надо искать виноватого).

Метод без обвинений

Первый шаг. Я выбираю несколько учеников из класса, которые знают, что происходит. Мы вместе сидим в другой комнате вдали от других учеников. Я говорю как учитель:

И тогда я говорю им, в чем проблема. Я говорю, что что-то плохо с Петером или Деннисом. Что вы видите? Что происходит? Они говорят один за другим, 8-10 учеников.

Второй вопрос:

И каждый говорит, что думает.

Третий шаг. Делаем договор. "Постараемся выполнить то, что решили?"

И тогда четвёртый шаг: мы договариваемся, что через две недели мы снова встретимся и посмотрим, как изменилась ситуация.

Преимущество этого метода - мы никого не обвиняем, но думаем, как решить проблему. Ещё плюс - группа помогает решить вместе. Часто проблема есть, и другие ученики видят её, но ничего не делают. Поэтому через две недели мы вернёмся и посмотрим, что изменилось.

Если все ОК, то спасибо, всё круто, вы молодцы, помогли. Если нет, тогда смотрим, что не получилось, и как это решить.

Иногда я приглашаю на такие встречи жертв, иногда - обидчика тоже. Но нужно подумать. Тут хорошо то, что все вместе решают. Важно большую проблему разделить на маленькие части, и что дети могут сделать. Потому что часто они не знают, как действовать в такой ситуации.

По материалам ресурса