15 августа на портале ЕЭК завершилось публичное обсуждение проекта решения о продлении нулевых таможенных пошлин на ввоз легковых электромобилей до конца 2023 года. Действующие правила предполагают, что беспошлинный ввоз электрокаров на территорию ЕАЭС закончится в нынешнем году.
Инициатор продления беспошлинного ввоза электромобилей – Беларусь. Эта республика за прошлый год нарастила импорт электрокаров в 10 раз. Представители Беларуси считают, что продление действия нулевых ввозных пошлин увеличит парк электромобилей в ЕАЭС, а это в свою очередь стимулирует развитие зарядной инфраструктуры, сервисов, а потом и производства таких авто.
Повторение – мать результата
Таможенные пошлины на электромобили в ЕАЭС обнуляют не первый раз. Нулевую ставку вводили с сентября 2016 года по август 2017-го включительно, но «ее действие на протяжении менее одного года не позволило достичь планируемых результатов», отмечали в Евразийской экономической комиссии весной 2020-го. В планах тогда тоже значилось формирование рынка электромобилей.
Ныне действующее обнуление ввозных ставок заработало в мае 2020 года все с той же целью – простимулировать развитие электромобильной отрасли внутри ЕАЭС.
Министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев введение нулевой ставки весной 2020 года объяснял «скачком курсов национальных валют и отсутствием внутреннего производства, а также созданием стимулов по формированию необходимой инфраструктуры».
Вторая серия нулевых пошлин должна была быть подлиннее – до конца 2021-го. Но Беларусь считает, что даже этого мало, и предлагает растянуть их действие до конца 2023 года – чтобы закрепить полученные результаты.
Эта республика, по данным Белстата, за 2020 год импортировала 1 297 транспортных средств, приводимых в движение только электрическим двигателем (ТН ВЭД 870380). Годом ранее – всего 133. В прошлом году 1 191 электромобиль был завезен в Беларусь из Китая, а 76 – из США.
Российские данные более конкретные – именно по льготному, с нулевыми пошлинами ТН ВЭД 8703800002, то есть легковым автомобилям категории M1 или M1G, приводимым в движение только электрическим двигателем. В Россию в 2020 году, судя по таможенной статистике, только из стран вне ЕАЭС были завезены 967 электромобилей (для сравнения: в 2019 году – 328). Главными поставщиками электрокаров в РФ в прошлом году были США (280), Бельгия (236) и Германия (245).
Из Казахстана в Россию в прошлом году завезли 10 электромобилей – вероятнее всего, это были JAC от «СарыаркаАвтоПром».
В Казахстан, по данным Комитета госдоходов минфина и Бюро нацстатистики Агентства по стратегическому планированию и реформам, в 2020 году ввезли 101 электрокар, это в 2 раза больше, чем в 2019-м. Основные экспортеры – США (57), Россия (23) и Германия (11). На 1 июля 2021 года в Казахстане на учете стояло 523 электроавтомобиля, это примерно 0,015% от общего легкового автопарка республики в 3,8 млн транспортных средств.
Допстимул
Белорусская взрывная динамика импорта электрокаров объясняется не только нулевыми таможенными пошлинами. Параллельно президент РБ Лукашенко одобрил указ, предусматривающий и другие льготы при импорте электромобилей – приятную мелочь, как освобождение от платы за парковку в специально оборудованных местах, и существенный стимул с финансовой точки зрения – нулевую ставку НДС при ввозе такого автомобиля физлицом (в результате обе нулевых ставки снизили стоимость электрокаров на 38%).
Результат года действий беспошлинного ввоза электрокаров в Беларуси: по данным, озвученным в середине июля министром энергетики Виктором Каранкевичем, количество электромобилей в Беларуси достигло 4 тыс., а число зарядных станций – 450 (до конца года должно увеличиться до 600).
В Казахстане, кроме нулевой ставки таможенной пошлины, для электрокаров обнулены утилизационный сбор и налог на транспорт. Инфраструктура тоже развивается: в Нур-Султане установлены около 50 электрозаправочных станций, в Алматы – 53, реализован проект электрозаправочных станций по трассе Алматы – Нур-Султан. Но аналогичной Беларуси динамики импорта нет.
«Дело вовсе не в пошлинах. Базово, на этапе производства, электромобиль пока что остается дорогим изделием. В сравнении с автомобилем с ДВС разница разительна и может достигать 1,5–2 раза. При этом никто не отменял отсутствие инфраструктуры и пока что отсутствие возможности утилизации батарей не только в Казахстане, но и во всем мире», – комментирует заместитель председателя правления Союза предприятий автомобильной отрасли «КазАвтоПром» Артур Мискарян. По его мнению, «действовавшее несколько лет освобождение от пошлины, по сути, не принесло результата».
«Объективно ни в одной из стран – участниц объединения не наблюдается существенного спроса на электромобили», – говорит он.
Производственная сила
В другом отраслевом автомобильном объединении – Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) – поддерживают предложение Беларуси о продлении сроков беспошлинного ввоза электромобилей в ЕАЭС. По оценке АКАБ, это даст положительный эффект для увеличения числа электромобилей на дорогах стран ЕАЭС, а более значимый объем рынка подтолкнет развитие инфраструктуры для электрокаров.
Беларусь тоже собирается начать выпуск электромобилей – Geely Geometry – на белорусско-китайском совместном предприятии «Белджи» по сборке китайских легковых автомобилей Geely. «Белджи» не только производитель, но и дистрибьютор Geely на белорусском рынке. Поставки модели Geely Geometry C на рынок запланированы на IV квартал 2021 года, и можно предположить, что это еще одна причина, по которой Беларусь настаивает на продлении беспошлинного ввоза электрокаров.
Общее решение стран ЕАЭС о продлении нулевой пошлины на ввоз электромобилей еще неизвестно. В пресс-службе ЕЭК «Курсиву» сообщили, что сейчас вопрос находится «на рассмотрении у стран, они формируют позицию».
Если предложение Беларуси не будет принято, то с 2022 года на территории ЕАЭС импортная пошлина на электромобили составит 15%.
Источник: https://kursiv.kz.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через