Экологическая катастрофа в Гане: отходы британских брендов угрожают дикой природе и местным сообществам

Экологическая катастрофа в Гане: отходы британских брендов угрожают дикой природе и местным сообществам
фото: Muntaka Chasant/Rex/Shutterstock

Расследование, проведённое журналистами Unearthed совместно с Greenpeace Africa, выявило, что тонны выброшенной одежды от крупных британских ретейлеров, таких как Next, George и M&S, оказались на огромных свалках в охраняемых водно-болотных угодьях Ганы, угрожая местной экосистеме и средствам к существованию.

Расследование показало, что одежда, выброшенная британскими потребителями и отправленная в Гану, была обнаружена на огромной свалке в охраняемых водно-болотных угодьях. Как сообщают журналисты Unearthed, работающие с Greenpeace Africa,    на свалке и других объектах была найдена одежда от Next, а также вещи из магазинов George at Asda и Marks & Spencer, выброшенные на берег неподалеку.

Свалки расположены в международно признанном водно-болотном угодье, где обитают три вида морских черепах. Местные жители жалуются, что их рыболовные сети, водные пути и пляжи забиты синтетической одеждой из сегмента «быстрой моды», экспортируемой в Гану из Великобритании и других стран Европы. На третьей свалке на берегу реки, ведущей к природоохранной зоне, журналисты Unearthed обнаружили одежду от M&S, Zara, H&M и Primark.

Модные бренды признали, что отрасль сталкивается с трудностями в переработке текстильных отходов. M&S, George и Primark заявили, что они запустили схемы возврата, призванные помочь решить эту проблему. H&M, Zara и George сообщили, что поддержат концепцию расширенной ответственности производителя (EPR), чтобы заставить бренды нести ответственность              за последствия окончания срока службы их продукции.

Глобальный всплеск быстрой моды захлестнул столицу Ганы Аккру: городские пляжи и каналы усеяны спутанной одеждой. Новые свалки появляются за пределами городских территорий и в заповедных зонах, жизненно важных для дикой природы, показало расследование. Журналисты также обнаружили текстильные отходы, включая британские этикетки, запутанные в растительности, полузакопанные в песок и в отходах, выброшенных на пляжный курорт, где, по словам менеджера, он сжигал целые кучи одежды каждую неделю.

В центре торговли подержанной одеждой в Гане находится Кантаманто, один из крупнейших в мире рынков подержанной одежды. Каждую неделю сюда поступает более 1000 тонн одежды, но один торговец, Мерси Асантева, сказала, что качество стало хуже: 

«Раньше у нас была хорошая одежда на продажу, чтобы заботиться о наших семьях, но сейчас подержанная одежда, которую мы находим в тюках, не подходит для перепродажи. Она плохо сделана и уже разваливается, когда мы открываем тюки».

В регионе есть только одна оборудованная свалка, и еще одна строится. Глава Департамента по управлению отходами Аккры Соломон Ной подсчитал, что ежедневно с рынка в качестве отходов уходит 100 тонн одежды. Город способен собрать и переработать всего 30 тонн. 

«Оставшиеся 70 тонн попадают на свалки, в канализацию, лагуны, водно-болотные угодья, море и другие экологически уязвимые места», — сказал он.

Потребители Великобритании ежегодно выбрасывают около 1,5 млн тонн использованного текстиля. Многие из них не перерабатываются. Около 730 000 тонн в год сжигаются или отправляются на свалки. Из 650 000 тонн, отправляемых на повторное использование и переработку, 420 000 — более двух третей — экспортируются. Гана получает больше, чем любая другая страна.

Группа ганских торговцев посетила Брюссель в 2023 году и утверждала, что ЕС должен ввести законодательство EPR, чтобы возложить на компании по производству модной одежды ответственность за последствия окончания срока службы их продукции. Ассоциация переработчиков текстиля Великобритании обратилась к правительству с просьбой рассмотреть нечто подобное.

Дельта реки Денсу в Гане признана объектом международного значения в соответствии с межправительственной Рамсарской конвенцией о водно-болотных угодьях. Находящиеся под угрозой исчезновения кожистые и зеленые черепахи откладывают там яйца, а илистые отмели также являются средой обитания редких розовых крачек, которые мигрируют из Великобритании, и перевозчиков-красношейок.

Журналисты Unearthed обнаружили две недавно открытые свалки на охраняемой территории водно-болотных угодий и третью свалку выше по течению на берегах реки Денсу. Правильно спроектированные свалки включают в себя облицованное дно, систему сбора и обработки фильтрата, мониторинг грунтовых вод, извлечение газа и систему колпачков. Кадры свалки Аккавай, новейшего объекта, снятые с помощью дрона, показывают большую площадь водно-болотных угодий, где была удалена растительность. Груды отходов лежат на голой земле, рядом с лагунами и ручьями, без облицовки или других видимых систем снижения загрязнения.

Чиновник из местного правительства, муниципальной ассамблеи Вейджа Гбаве, сообщил репортеру, что она отвечает за свалку Аккавай и контролирует там работу. Однако размещение новой свалки на охраняемых водно-болотных угодьях, по-видимому, нарушает экологическую политику Ганы и руководящие принципы захоронения отходов, а также обязательства страны по Рамсарской конвенции. Ассамблея не отреагировала на официальный запрос о комментарии.

Люди, чьи средства к существованию зависят от водно-болотных угодий, говорят, что они обеспокоены воздействием загрязнения. 31-летний Сет Теттех, живущий недалеко от дельты уже семь лет, рассказал: 

«Только три года назад они начали сбрасывать [отходы] выше по течению. Поэтому, когда вы начинаете ловить рыбу и закидываете сеть, она приносит рыбу, одежду и другие вещи, поэтому… рыбаки… считают это очень утомительным. Раньше [речную воду] можно было пить. А теперь, когда идешь, пить ее нельзя. Вода немного черная».

Жители, живущие около свалки, расположенной выше по течению и называемой Weija Ashbread, рассказали журналистам, что до того, как появилось это место, эта территория была в основном дикой. 

«Там были аллигаторы, кустарниковые кошки… всевозможные птицы и кролики, - сказал Ибрагим Садик, 19 лет, студент, живущий неподалеку. - Теперь, когда идёт дождь, там так много комаров, и запах стоит очень неприятный».

Представитель M&S заявил, что компания не отправляет излишки одежды в другие страны или на свалки, а предлагает клиентам «возможности дать своей одежде вторую жизнь с помощью недавно запущенной нами услуги по ремонту от Sojo, а также с помощью наших схем переработки в магазинах совместно с такими партнёрами, как Oxfam для одежды и Handle для косметических средств, в рамках нашего плана А по снижению нашего воздействия на планету».

Представитель бренда одежды George, принадлежащего Asda, заявил, что за последние 10 лет объемы производства текстиля или количество ежегодных сезонов модной одежды не увеличились, и что у них имеется более 800 банков переработки и программа возврата. 

«У нас есть политика нулевых отходов, которая распространяется на весь наш бизнес, — сказал представитель. — Мы бы поддержали изучение текстильного EPR, при условии, что любые полученные сборы будут использоваться для улучшения инфраструктуры переработки в Великобритании».

В заявлении Primark говорится: 

«Мы не разрешаем отправлять никакую одежду, собранную по нашей программе возврата текстильных изделий для клиентов, или любые наши нераспроданные запасы в Гану или куда-либо еще в Африке... Мы знаем, что ни одна компания не может решить проблему текстильных отходов в одиночку. Реальный прогресс наступит только в том случае, если отрасль объединится».

H&M признала, что отрасль сталкивается с такими проблемами, как отсутствие решений по утилизации в конце срока службы и полномасштабных решений по переработке выброшенных текстильных изделий. Представитель компании сказал: 

«Хотя это проблема всей отрасли, мы признаём свою роль в её решении, особенно когда наши продукты поступают на рынки с неадекватной или отсутствующей инфраструктурой управления отходами или переработки».

Представитель материнской компании Zara, Inditex, заявил, что Zara поддержит политику EPR, предписанную правительством: 

«Мы считаем, что продвижение к общему законодательству в этой области создаст единую структуру, которая установит одинаковые правила для всех участников. Мы понимаем, что раздельный сбор текстильных отходов является основой круговой модели. Вот почему мы не только продвигаем новые технологии переработки текстиля, но и разрабатываем необходимые возможности, чтобы сделать их осуществимыми».

Next не ответил на запрос о комментарии.

Источник: The Guardian

#Гана #БыстраяМода #Загрязнение #Экология #ТекстильныеОтходы