Инженерный прорыв: как строится 18-километровый туннель под Балтийским морем между Данией и Германией

Инженерный прорыв: как строится 18-километровый туннель под Балтийским морем между Данией и Германией
фото: Femern

Под Балтийским морем между Данией и Германией ведется строительство самого длинного в мире сборного автомобильно-железнодорожного туннеля Фемарнбельт протяженностью 18 километров. Этот амбициозный проект сократит время в пути между регионами, улучшит транспортные связи Скандинавии с континентальной Европой и станет выдающимся достижением инженерной мысли, предполагающим укладку и соединение готовых секций туннеля на морском дне.

Основная строительная площадка расположена на датском острове Лолланн, где на площади более 500 гектаров разместились гавань и завод по производству 217-метровых секций туннеля, весом более 73 000 тонн каждая. Для их изготовления используется арматурная сталь и бетон. В отличие от большинства подводных туннелей, которые прокладываются бурением, Фемарнбельт будет состоять из 90 отдельных элементов, соединенных подобно конструктору Lego. Генеральный директор компании Femern Хенрик Винсенсен подчеркивает рекордный масштаб проекта, отмечая, что подводные туннели такого размера ранее не строились.

Туннель будет включать пять параллельных труб: две для железнодорожного транспорта, две для автомобильного (по две полосы в каждом направлении) и одну служебную для обслуживания и экстренных ситуаций. Стоимость проекта оценивается в 7,4 миллиарда евро, большая часть которых финансируется Данией при участии Европейской комиссии. Ожидается, что после завершения строительства поездка между датским Рёдбюхавном и немецким Путтгартеном займет всего 10 минут на автомобиле или семь минут на поезде, что значительно быстрее нынешней 45-минутной паромной переправы. Новый железнодорожный маршрут также вдвое сократит время в пути между Копенгагеном и Гамбургом – до 2,5 часов – и обеспечит более экологичный способ грузовых и пассажирских перевозок.

Винсенсен отмечает, что проект не только свяжет Данию и Германию, но и улучшит сообщение Скандинавии с Центральной Европой, снизит выбросы углекислого газа за счет сокращения протяженности маршрутов на 160 километров. Старший менеджер по строительству Андерс Герт Веде продемонстрировал одну из труб будущего шоссе и рассказал о процессе буксировки и погружения массивных элементов на глубину до 40 метров с высокой точностью.

Профессор бетона и конструкций Технического университета Дании Пер Гольтерманн пояснил, что мягкий грунт на дне Балтийского моря с глиной и меловой породой сделал бурение невозможным. Рассматривался вариант строительства моста, но были учтены риски, связанные с сильными ветрами и безопасностью судоходства. Подводный туннель был признан наиболее дешевым и безопасным решением.

Строительство туннеля, соглашение о котором между Данией и Германией было подписано еще в 2008 году, столкнулось с задержками из-за противодействия паромных операторов и немецких природоохранных организаций, обеспокоенных воздействием на морскую среду, в частности, на личинок и морских свиней. Однако в 2020 году иск экологов был отклонен судом, что позволило продолжить строительство. Компания Femern реализует ряд мер по снижению экологического воздействия, включая создание водно-болотных угодий и зоны отдыха на искусственно созданной территории.

Ожидается, что после открытия туннеля в 2029 году его будут ежедневно использовать более 100 поездов и 12 000 автомобилей. Планируется, что доходы от платных проездов покроют государственные кредиты, выделенные на строительство, в течение примерно четырех десятилетий. Местные жители острова Лолланн, одного из беднейших регионов Дании, возлагают большие надежды на проект, ожидая создания новых рабочих мест, развития бизнеса и туризма.

Источник: BBC 

#Дания #Германия #туннель #строительство #транспорт