Как алгоритмы соцсетей влияют на общество?

Как алгоритмы соцсетей влияют на общество?
фото: Роман ПОПОВ (сгенерировано с помощью нейросети)

Алгоритмам социальных сетей в их общеизвестном виде уже 15 лет. Они появились вместе с появлением на Facebook в 2009 году ранжированных, персонализированных новостных лент и изменили то, как мы взаимодействуем в интернете.

И, как и многие подростки, они представляют собой проблему для взрослых, которые надеются обуздать их эксцессы.

Это не из-за отсутствия попыток. Только в этом году правительства по всему миру попытались ограничить влияние вредоносного контента и дезинформации в социальных сетях — влияние, которое усиливается алгоритмами.

В Бразилии власти ненадолго запретили X, ранее известный как Twitter, пока сайт не согласился назначить законного представителя в стране и заблокировать список аккаунтов, которые обвинены властью в том, что они ставят под сомнение легитимность последних выборов в стране.

Тем временем ЕС ввел новые правила, грозящие технологическим компаниям штрафом в размере 6% от оборота и приостановкой их деятельности, если они не смогут предотвратить вмешательство в выборы на своих платформах.

В Великобритании новый закон о безопасности в интернете направлен на то, чтобы заставить сайты социальных сетей ужесточить модерацию контента.

А в США предложенный закон может запретить TikTok, если приложение не будет продаваться его китайской материнской компанией.

Правительства обвиняются в ограничении свободы слова и вмешательстве в принципы интернета, заложенные в его ранние дни.

В эссе 1996 года, которое было переиздано 500 веб-сайтами, — это было самое близкое к вирусному распространению, которое можно было получить в то время, — американский поэт и скотовод Джон Перри Барлоу утверждал: «Правительства индустриального мира, вы утомленные гиганты из плоти и стали, я пришел из Киберпространства, нового дома Разума. От имени будущего я прошу вас, прошлое, оставить нас в покое. Вам не рады среди нас. У вас нет суверенитета там, где мы собираемся».

Адам Кандеуб — профессор права и бывший советник президента Трампа, который называет себя приверженцем абсолютизма свободы слова.  «Социальные сети «поляризуют, они раздроблены, они грубы, они не возвышают — я думаю, что это ужасный способ вести публичный дискурс, - сказал он BBC. -

Но альтернатива, которую, как я думаю, продвигают многие правительства, — сделать их инструментом социального и политического контроля, и я нахожу это ужасным».

Профессор Кандеуб считает, что, если только «нет явной и реальной опасности», исходящей от контента, «лучшим подходом будет рынок идей и открытость к различным точкам зрения».

Алгоритмы могут следить за нашим поведением и определять, что видят миллионы из нас, когда заходят в систему, — и для некоторых именно алгоритмы нарушили свободный обмен идеями, возможный в интернете, когда он только появился.

«В первые годы своего существования социальные сети функционировали как своего рода цифровая публичная сфера, где свободно общались», — рассказали BBC профессора Школы бизнеса Сиднейского университета Кай Ример и Сандра Питер.

Однако «алгоритмы на платформах социальных сетей кардинально изменили природу свободы слова, не обязательно ограничивая то, что можно сказать, а определяя, кто может видеть тот или иной контент», утверждают профессора Ример и Питер, чьи исследования посвящены тому, почему нам необходимо переосмыслить свободу слова в социальных сетях.

«Вместо того, чтобы идеи свободно конкурировали по своим достоинствам, алгоритмы расширяют или подавляют охват сообщений… внося беспрецедентную форму вмешательства в свободный обмен идеями, которая часто упускается из виду».

Facebook — один из пионеров рекомендательных алгоритмов в социальных сетях, а его лента, по оценкам, насчитывает три миллиарда пользователей, и ее можно считать одной из крупнейших.

Когда 15 лет назад платформа запустила алгоритм ранжирования, основанный на данных пользователей, вместо того, чтобы видеть посты в хронологическом порядке, люди видели то, что Facebook хотел им показать.

На основе взаимодействия с каждым постом приоритет отдавался постам на спорные темы, поскольку они вызывали наибольшую активность.

Нашу эпоху называют «алгоритмическим обществом» — можно утверждать, что в нем платформы социальных сетей и поисковые системы управляют свободой слова так же, как когда-то это делали государства.

Несмотря на это, есть признаки того, что по мере достижения зрелости алгоритмов социальных сетей, их будущее может оказаться не в руках крупных технологических корпораций или политиков, а в руках людей.

Согласно недавнему опросу, проведенному исследовательской компанией Gartner, только 28% американцев говорят, что им нравится документировать свою жизнь в интернете, по сравнению с 40% в 2020 году. Вместо этого люди чувствуют себя более комфортно в закрытых групповых чатах с надежными друзьями и родственниками — пространствах с большей ответственностью и меньшим количеством вознаграждений за шок и провокации.

Мета говорит, что количество фотографий, отправленных в личных сообщениях, теперь превышает количество фотографий, выложенных для всеобщего обозрения.

Источник: BBC