фото: Pixabay
Правила коммуникации в рабочей группе
Модератор должен иметь знания в области модерации той или иной проблемы, но совсем не обязательно, чтобы он был высококвалифицированным специалистом, у которого заранее готово решение. Модератор — авторитет процесса, а не содержания. Поэтому он должен обладать высоким уровнем социальной компетенции: он должен легко устанавливать социальные контакты, учитывать распределение социальных ролей в группе, понимать групповую динамику, управлять процессом межличностного взаимодействия. Модератор поддерживает группу, организуя разумное целенаправленное поведение в ней. Участники группы должны четко представлять себе цель совместной деятельности — это позволит им избежать ложного представления о том, что их поведением манипулируют. При организации работы группы модератор играет роль своеобразного «катализатора» общественного мнения.
Подготовительный этап процесса модерации
Модерация будет протекать успешно, если организаторы поставят перед собой ряд вопросов и смогут ответить на них. Это такие вопросы:
- Что произойдет после модерации?
- Что знают участники?
- Каковы их намерения, ожидания и цели?
- Как расположить группу в помещении?
- Какие ограничения уже имеются?
- Знакомы ли участники заседания?
- Знакомы ли участники заседания с методами модерации?
Дальнейшие шаги модератора на подготовительном этапе связаны с построением сценария события.
В некоторых случаях модерации групповой работы организационная подготовка заканчивается разработкой сценария предстоящего события (заседания, мозгового штурма, ролевой или деловой игры). Сценарий является некоторой относительно условной оценкой возможного развития группы как системы, поскольку всегда строится в рамках предположений о будущих условиях развития, которые чаще всего непредсказуемы. Другими словами, сценарий отвечает на вопрос, что может быть, если условия развития группы как системы сложатся так, а не иначе.
Технологический этап процесса модерации
Проведение модерации
Фаза ориентации в ситуации
Непосредственная подготовка к работе в первую очередь связана с фазой ориентации в ситуации. Основными задачами данной фазы являются:
- установление эмоционально благоприятного микроклимата;
- выяснение потребностей группы;
- установление проблемного поля;
- определение цели мероприятия.
На этом этапе люди знакомятся друг с другом и, как правило, не стремятся сразу же личностно раскрыть себя.
Фаза определения проблемы
Проблема, которой посвящен процесс групповой работы, уточняется и формулируется в конкретную тему. Тему заседания «создают» на «рабочей стене». «Рабочая стена» представляет собой открытое поле различных аспектов, которые группа хотела бы обсудить. При этом используются методы вызова, карточного опроса, «Clustem» и др.
Фаза группообразования
Первичное формирование группы имеет едва ли не самое большое значение для успеха всей дальнейшей работы. Здесь закладываются первичные основы специализации действий членов группы, намечаются способы и формы координации и интеграций действий разных участников. На этой фазе своего развития группа делает первые шаги по превращению в коллективного субъекта деятельности. Здесь определяется, сможет ли в дальнейшем группа дать синергетический эффект, либо останется конгломератом просто общающихся между собой людей.
Расположение малых групп
Расположение малых групп в помещении также требует особого внимания со стороны модератора. Классической модерации соответствуют те условия, когда группа, находясь одна в помещении, создает свою атмосферу общения. Работа двух и более групп в одном помещении дестабилизирует обстановку и быстро приводит к снижению работоспособности участников. В свою очередь, деление помещений на пленарные и секционные способствует повышению работоспособности, обеспечивает двигательную разрядку участников и увлекает своей новизной.
Организация позиционной динамики
Специфику групповой работы составляют межпозиционные взаимодействия и позиционная динамика. Для организации позиционной динамики в процессе модерации групповой работы необходимо исходить из выбора и приоритетов трех видов позиций: функциональных, ролевых, личностных.
Организация сотрудничества
Сотрудничество понимается как позитивное взаимодействие для достижения желаемого результата. Сотрудничество участников группы реализуется во взаимной поддержке, развитии идей друг друга, помощи, взаимовыручке, взаимной ответственности и сопровождается положительными эмоциями. В основе группового сотрудничества лежит процесс кооперации, суть которого заключается в особом способе соединения индивидуальных действий для выполнения совместной работы.
Организация соревнования
Соревнование между участниками значительно повышает продуктивность работы группы за счет мобилизации усилий, концентрации сил в ходе реализации соревновательного напряжения.
Фаза разработки темы
Основные требования к разработке темы таковы:
- точное отображение темы;
- выделение отдельных аспектов (задач) и определение их последовательности;
- определение возможных решений (использование метода мозговой атаки и других методов модерации);
- выбор лучшего решения;
- определение критериев для воплощения лучшего решения (Что должно быть сделано? С какой целью должно быть сделано? "Кто должен делать? Кто партнеры? Каков выигрыш? Когда должно быть сделано?).
Презентация (пленарное обсуждение)
Презентация — одна из главных частей процесса модерации групповой работы. Проведение данной фазы всегда сложно с точки зрения модераторских подходов, так как существует определенное противоречие, связанное с абстрактными и частно-конкретными результатами.
С одной стороны, презентация не должна превращаться в доклады и конференцию; с другой — не должна тезисно дублировать содержание уже состоявшихся методов и техник модерации.
Любая групповая работа должна завершаться понятным, конкретным результатом. Одним из таких результатов может быть планирование дальнейших мероприятий или перспективных направлений деятельности группы. В качестве возможного варианта планирования может быть использован план-сетка. По окончании групповой работы план-сетка должен висеть на обозримом месте для всех участников и не вызывать вопросов по своему содержанию.
Аналитический этап процесса модерации
Обратная связь
После решения групповых задач заседание завершается рефлексивной фазой и подведением итогов. Модератора ждет еще одно испытание: удержать внимание участников групповой работы после принятия решения, отразить мнения на «рабочей стене», расставить точки над «i». Организация групповой рефлексии — одно из самых важных и сложных явлений групповой работы.
Оценка заседания
Один из важных вопросов, который должен задать модератор группе, покидающей рабочую аудиторию: «Как участники оценивают прошедшее заседание?». Ответы должны быть очень краткими и представлены в визуализированном виде. На этой фазе групповой работы могут быть использованы как уже знакомые шкалы «барометры», применявшиеся на фазе ориентации в ситуации, так и новые. Кроме того, для получения информации о процессе групповой работы могут быть использованы методы опроса — устные и письменные. Большое преимущество имеют анкеты, благодаря анонимности, объективности, конкретности, простоте обработки.
Групповая работа сопровождается обратной связью и завершается итоговым анализом работы. Аналитический этап дает основание для корректировки последующих действий. Обратная связь может быть получена разными способами, но обязательно ориентирована на получение от участников групповой работы информации о содержательной и формальной стороне работы.
Протоколирование и документирование процесса групповой работы позволяет шаг за шагом восстановить ход заседания, найти ошибки и трудности, вычислить причины их возникновения и внести коррективы в дальнейшие планы модератора. Долгое время в модераторской практике использовались лишь текстовые протоколы хода заседания. Сегодня для этой цели с успехом применяются аудио-, видеозаписи, фотоснимки, рабочие материалы заседания.
На практике фазы технологического этапа модерации групповой работы отражаются в своеобразном плане-конспекте модератора. План-конспект - это текстовый вариант прогнозируемого события, который может быть как развернутым, так и кратким... Протоколирование и документирование процесса групповой работы позволяет шаг за шагом восстановить ход заседания, найти ошибки и трудности, вычислить причины их возникновения и внести коррективы в дальнейшие планы модератора. Долгое время в модераторской практике использовались лишь текстовые протоколы хода заседания. Сегодня для этой цели с успехом применяются аудио-, видеозаписи, фотоснимки, рабочие материалы заседания.
Базовые процессы модерации
Визуализация
Визуализация — это процесс оптического представления мнений, идей с использованием графических схем и других средств наглядности. Визуализация поддерживает процесс коммуникации в группе, но не заменяет его. Все методы модерации сопровождаются визуализацией. Модератор всегда помнит о главном принципе визуализации: «Только те идеи станут основополагающими для групповой работы, которые будут переработаны в образы, символы и слова в ходе продолжительных разговоров!»
Цели визуализации: визуализировать представление всех участников и сопровождать процесс группового взаимодействия;
В практике отечественных и зарубежных моделей групповой работы разработан и обоснован такой вид визуализации, как схематизация. Схематизация («когнитивное картирование» — Д. Херадствейт, У. Карвесен) — частный вид визуализации, он намечает общие контуры процедуры систематической репрезентации причинных утверждений, которые используются лицом, принимающим решение в связи с конкретной проблемой. Р. Аксельрод дал краткое описание общих принципов этого направления: «Основные направления предлагаемой системы довольно просты. Понятия, используемые человеком, представляются в виде узлов, а причинные связи между ними — в виде стрелок, связывающих эти узлы. Это позволяет изобразить причинные утверждения в виде графа, состоящего из узлов и стрелок. Такой тип графической репрезентации утверждений называется когнитивной картой».
Принципы визуализации обычно формулируются следующим образом:
- Доступность. Всем участникам должен быть обеспечен доступ к материалу.
- Композиционность. Плакаты должны быть видны и не перегружены разнообразием цветовой гаммы и многообразием форм карточек. Символы и записи должны быть видны с 3—4 метров, кроме того, должны быть выдержаны композиционные правила в размещении текста и рисунков. Необходимо учитывать особенности чтения участников.
- Анонимность. Для придания работе объективного характера и исключения авторитарного влияния отдельных людей на группу необходимо добиваться полной анонимности в представлении идей групповой работы. Сохранению анонимности способствуют следующие условия: печатные буквы текста на карточках, перемешивание карточек, спонтанное развешивание поступающих предложений и др.
Если вас заинтересовала данная информация - приглашаем на тренинг «Менеджер СМК»!
Занятия для вас будут проводить наши высокопрофессиональные специалисты - руководители семинаров и тренингов, консультанты, эксперты-аудиторы, зарегистрированные в Казахстанской системе технического регулирования, а также в международных организациях AFNOR (Франция), EOQ.
Подробнее по ссылке: https://q-manager.kz
Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018, Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через