От контроля качества к управлению качеством. Джозеф Джуран

От контроля качества к управлению качеством. Джозеф Джуран
фото: Pixabay

От контроля качества к управлению качеством. Джозеф Джуран

Джозеф М. Джуран (Joseph М. Juran, род. в 1904 г.) американский специалист в области качества, академик Международной академии качества (МАК). В 1951 г. в США вышла его книга <Справочник по управлению качеством> (Handbook for Quality Control), от которой ведет свое начало понятие <управление качеством>; в 1963 г. вышло второе, значительно расширенное издание <Справочника>. В 1964 г. была издана известная книга Джурана <Революция в управлении предприятием>.

Дж. Джуран первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством. Им разработана знаменитая <спираль качества> (спираль Джурана) - вневременная пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством (рисунок 1) и послужившая прообразом многих появившихся позже моделей. 


Рисунок 1. - Спираль качества Джурана

Если вы посмотрите историю качества в бизнесе, то обнаружите, что идея «контроля» качества возникла в первые десятилетия двадцатого века. Однако даже в то время эта концепция начала расширяться от тогдашней преобладающей практики постфактумной инспекции до более проактивно настроенной профилактики.

Уже в период послевоенного восстановления Японии начали распространяться более широкие толкования возможностей качества как показателя совершенства. Работа, возглавляемая такими людьми, как У. Эдвардс Деминг и доктор Джозеф А. Джуран, вдохновила движение за качество в советах директоров этой страны. Центральное место качества в эффективности бизнеса было прочно установлено и привело к увеличению внимания к использованию показателей качества для стимулирования улучшений. Улучшения имеют значение, если ваша цель — повысить эффективность и удовлетворенность клиентов.

Очень важна роль теории знаний (познания) для понимания концепций непрерывного улучшения. До недавнего времени в управлении качеством господствовали идеи оптимального качества, т. е. того уровня качества, улучшать который невыгодно. Такая точка зрения предполагала ограниченность ресурсов и не учитывала, что получение новых знаний существенно расширяет возможности поиска новых решений. Новые знания постоянно изменяют представления об оптимальном уровне качества и направляют его в сторону интересов потребителя.

https://quality.eup.ru/MATERIALY/guru.htm

Подготовила Людмила Циновкина, специалист по менеджменту