Гуру менеджмента качества и их концепции. Филипп Кросби

Гуру менеджмента качества и их концепции. Филипп Кросби
фото: Pixabay

Гуру менеджмента качества и их концепции. Филипп Кросби

 Филипп Кросби (Philip Crosby) - один из признанных в мире американских авторитетов в области качества, академик МАК. Наиболее широкую известность получили его 14 принципов (абсолютов), определяющих последовательность действий по обеспечению качества на предприятиях:

1.   Четко определить ответственность руководства предприятия в области качества.

2.   Сформировать команду, которая будет претворять в жизнь программу обеспечения качества.

3.   Определять методы оценки качества на всех этапах его формирования.

4.   Организовать учет и оценку затрат на обеспечение качества.

5.   Довести до всех работников предприятия политику руководства в области качества, добиваться сознательного отношения персонала к качеству.

6.   Разработать процедуры корректирующих воздействий при обеспечении качества.

7.   Внедрить программу бездефектного изготовления продукции (Систему <ноль дефектов>).

8.   Организовать постоянное обучение персонала в области качества.

9.   Организовать регулярное проведение Дней качества (Дней <нулевых дефектов>).

10. Постоянно ставить цели в области качества перед каждым работником предприятия.

11. Разработать процедуры, устраняющие причины дефектов.

12. Разработать программу морального поощрения работников за выполнение требований в области качества.

13. Создать целевые группы, состоящие из профессионалов в области качества.

14. Начать все сначала (повторить цикл действий на более высоком уровне исполнения).

Ф. Кросби является идеологом системы ZD (<ноль дефектов>). Изучая вопросы стоимостной оценки качества, Кросби высказал знаменитый афоризм: <Качество - бесплатно> (Quality is Free). Из этого следует, что изготовителю приходится платить не за качество, а за его присутствие, что должно быть предметом постоянного контроля и анализа. В своей книге <Качество - бесплатно> Ф. Кросби доказывает, что повышение качества не требует больших затрат, так как на деле повышение качества одновременно повышает и производительность, поскольку одновременно снижаются многие статьи затрат, связанные с устранением выявленных дефектов, с переработкой некачественной продукции, предотвращением возврата продукции потребителем и т. д.

Кросби предложил универсальный способ оценки степени компетентности предприятия в решении проблемы качества. Для этой цели он использовал шесть параметров:

  • отношение руководства предприятия к проблеме;
  • статус отдела качества на предприятии;
  • способы рассмотрения проблемы качества;
  • уровень расходов на качество в процентах от общего оборота предприятия;
  • меры по повышению качества;
  • реальное положение с качеством на предприятии.

Ф. Кросби разработал таблицу оценок каждого параметра в баллах зависимости от ряда критериев, характеризующих его состояние. Чем ближе фактическое значение параметров к табличному, тем выше степень зрелости предприятия в области качества. Он предлагает целую систему таблиц, графиков, с помощью которых можно установить применительно к конкретным условиям деятельности отдельного предприятия те оптимальные действия, которые приведут к улучшению положения области качества.

Ф. Кросби является автором модели оценки лидера и степени зрелости руководителей разного уровня. Один из способов этой оценки - составление <модели эффективного лидера>, которая учитывает показатели <оперативной зрелости> (умение выполнять поставленные задачи) и <психологической зрелости> (умение контактировать и руководить людьми).

https://quality.eup.ru/MATERIALY/guru.htm

Подготовила Людмила Циновкина, специалист по менеджменту