Создание улучшений в организации. Нужны ли они?

Создание улучшений в организации. Нужны ли они?
фото: Pixabay

Создание улучшений в организации. Нужны ли они?

 Одним из принципов система менеджмента качества (IS0 9000, 9001) является принцип постоянных улучшений. Кроме того, международный стандарт IS0 9001, п.10 «Улучшение» содержит требования к компаниям по определению  улучшений в процессах, продукции, услугах и в целом по системе менеджмента качества. Организация должна определять и выбирать возможности для улучшения и осуществлять необходимые требования потребителей и повышение их удовлетворенности.

Имеется немалое количество инструментов по выявлению изменений и улучшений. Приведем один из них.

Система Кайдзен, где каждый сотрудник организации предлагает небольшие улучшения на регулярной основе. Предложения делаются не эпизодически в течение месяца или года, а постоянно. В большинстве своем они не носят глобального характера, а являются незначительными усовершенствованиями. В этом и заключается суть системы кайдзен – большое количество малых, незначительных улучшений приводит к существенному улучшению качества.

 Силы «за»

оценка

 

 

 

 

Предложение изменений

Силы «против»

оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог

 

Итог

 

Необходимо выполнить следующие шаги:

1. Опишите ваш план действий или предложение изменений и запишите его в центральной части схемы. 

2. Составьте список всех сил «за» изменения в одну колонку, «против» - в другую. 

3. Оцените силу воздействия этих сил от единицы (слабое) до пяти (очень сильное).

Например, для проекта по закупке нового оборудования силами «за» могут быть:

-  улучшение качества продукции;

-  запрос клиентов на повышение объемов поставок;

-  ускорение обмена информацией;

-   сокращение издержек.

 Силами «против» могут быть:

-  потеря рабочего времени;

-  остановка рабочих процессов;  

-  затраты на покупку и внедрение;

-  страх новых технологий;

-  сопротивление со стороны сотрудников.

Как только вы выполнили анализ, оцените в баллах и просуммируйте каждый из столбцов. После оценки вы можете определить жизнеспособность вашего проекта. Возможно, вы сочтете нужным закрыть его.  

Однако есть тактика, которая помогает реализовать проект до конца: необходимо усилить силы «за» и ослабить силы «против».

Часто очень красивая идея разбивается о сопротивление со стороны исполнителей. Зная это, вы можете организовать мероприятия по снижению сопротивления и тем самым снизить влияние силы «против». Например, обучение персонала снижает страх новых технологий. В этом случае стоимость проекта возрастет (можно повысить оценку на один балл), а страх новых технологий снизится (можно понизить на два балла), и в итоге силы «против» будут весить меньше.

 Выводы

Анализ силового поля позволяет направить ваш ум при принятии решений об изменениях. Ваше внимание приковано не столько к плану реализации, сколько к среде, в которой принимается решение. Чтобы правильно использовать эту технику, необходимо оценить степень влияния сил «за» и «против». Оценить их влияние в баллах.

Затем необходимо разработать мероприятия по увеличению поддерживающих сил и снижению противоборствующих сил.

 

Людмила Циновкина, консультант, руководитель семинаров и тренингов по системам менеджмента ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 45001:2018, Европейского фонда менеджмента качества (EFQM)