Женщины в Казахстане активно осваивают сельхозсектор, зарабатывая при этом больше мужчин

Женщины в Казахстане активно осваивают сельхозсектор, зарабатывая при этом больше мужчин
фото: Павел Мирошкин/v1.ru

В Казахстане увеличилась доля компаний — производителей сельскохозяйственной продукции, которыми управляют женщины. Теперь каждое четвёртое (27,5%) фермерское хозяйство, компания или ИП в казахстанском АПК имеет женское лицо. При этом 83,8 тыс. казахстанских женщин в сельском хозяйстве не просто доят коров и ухаживают за томатами в теплицах, но и разбираются с налогами, подают заявки на субсидии, закупают племенной скот, делают вкуснейший сыр и выращивают под землёй бананы. Обо всем этом говорится в исследовании, проведенном аналитиками Energyprom.kz, передает портал Качественный Казахстан.  

Авторы исследования сообщают, что судя по данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, за последний год общее количество действующих производителей сельхозпродукции под руководством женщин выросло на 12,2% — с 74,7 тыс. до 83,8 тыс.

Основную их часть — 91,2% — составили крестьянские хозяйства, акционерные общества или ТОО. Лишь 8,8% таких женских предприятий имеют форму индивидуального предпринимательства.

«Безусловный лидер по женскому фермерству в стране — Туркестанская область. Там работают 23,8 тыс. компаний и ИП под руководством женщин. В целом большая часть всех фермерш-руководительниц живёт и работает на юге. Их суммарная доля составляет 68,7%», – отметили аналитики.   

В числе таких южных бизнесвумен Актоты Турсынали из посёлка Жетыген Алматинской области. В 22 года она зарегистрировала своё крестьянское хозяйство, взяла кредит и купила на все деньги племенной скот. Уже больше пяти лет Актоты управляет своим делом, решает проблемы с субсидиями и рынком сбыта.

Её ровесница из Туркестанской области Ирина Демидова в 18 лет решила получить профессию пчеловода. Не всё получилось с первого раза, но спустя несколько лет девушка прошла обучение в Польше и Израиле и теперь занимается инструментальным осеменением пчелиных маток на собственной пасеке.

«Такие истории женского предпринимательства в сельском хозяйстве есть в каждом регионе нашей страны. К примеру, кейс инженера-электрика из Восточного Казахстана Людмилы Земляной. Больше 15 лет назад женщина вместе с мужем построила подземные теплицы и разбила там фруктовые сады. Сейчас под землёй в теплицах Земляной в декабре вызревают полукилограммовые лимоны, бананы, ананасы, мандарины. Женщина не только продаёт фрукты и растения, но и устраивает экскурсии. Для школьников такие походы заменяют уроки биологии — где ещё можно увидеть 500 разных видов растений, в том числе экзотических?», – привели пример истории успеха авторы исследования.   

Ими также отмечено, что в целом по отрасли сельского хозяйства средняя номинальная зарплата у женщин на 8,2% меньше, чем у мужчин. По данным на январь текущего года, показатель у мужчин составляет 204,4 тыс. тенге, у женщин — 187,6 тыс. тенге.

«Впрочем, если рассматривать финансовые показатели доходов в гендерном разрезе по разным профессиям, сравнение не всегда будет в пользу мужчин. Например, среди руководящего состава сельхозпредприятий женщины как раз зарабатывают больше. Данные БНС АСПиР РК на 1 января 2024 года говорят о том, что генеральный директор крестьянского хозяйства женского пола в нашей стране получает 900,1 тыс. тенге в месяц, а мужского пола — 661,2 тыс. тенге. Финансовый директор-женщина также имеет более высокую зарплату, нежели коллега-мужчина: 657,7 тыс. тенге против 526 тыс. тенге. Такая же история и со многими другими руководящими должностями в отрасли», – пояснили аналитики.  

При этом они дополнили, что при гендерном сравнении номинальных зарплат на рабочих местах с физически тяжёлым трудом ситуация иная.

Животноводы, агрономы, разнорабочие, конюхи, овощеводы получают на 8%–25% больше, если они мужчины.

«Не вписывается в этот тренд только профессия пастуха. Оказывается, пастушки в Казахстане зарабатывают на 20% больше, чем пастухи», – отметили авторы исследования.