Многие отрасли экономики Казахстана остро нуждаются в высококвалифицированных кадрах, однако их катастрофически не хватает. Причиной отсутствия специалистов не является недостаточность людских ресурсов или учебных заведений. Наоборот, в стране наблюдается высокий процент безработицы и избыточность вузов. Основной причиной нехватки квалифицированных специалистов является низкий уровень подготовленности выпускников в учебных заведениях. Об этом и не только в эксклюзивном интервью Liter.kz рассказал председатель правления АО «Университет КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева», депутат маслихата Нур-Султана VII созыва Талгат Нарикбаев.
1,5 года пандемии и дистанционного обучения: что дальше?
Учебный год настал, и, как известно, он проходит в традиционном формате — в режиме офлайн. Между тем, по мнению Талгата Нарикбаева, период онлайн-обучения преподал много уроков, которые были необходимы.
«Я не считаю, что дистанционное обучение было плохо организовано, и что студенты получили меньше по сравнению с офлайн-обучением. Определенно, есть навыки вроде социализации и нетворкинга, которые студенты просто не могли развить, обучаясь дистанционно. С другой стороны, пандемия «заставила» вузы обратить внимание на цифровизацию, на новые формы обучения, на качество обучения, на современные платформы», — поделился эксперт.
Нарикбаев подчеркнул, что неожиданные перемены в системе образования открыли двери новому. Пандемия показала, что казахстанским вузам необходимо быть гибкими, подстраиваться под новые вызовы и потребности молодых людей. Эксперт согласен с популярным в нынешнее время мнением о том, что человек может получить нужные ему навыки и знания без вуза. Чтобы вызвать интерес у молодых людей, программы обучения должны быть ориентированными на несколько лет вперед.
По мнению Талгата Максутовича, если вузы готовят специалиста «сегодняшнего дня», то на момент окончания учебного заведения его знания уже будут устаревшими. Именно поэтому студенты, помимо одной профессии, должны параллельно развивать навыки по другим специальностям. Нарикбаев привел в пример навык программирования: он уверен, что каждый специалист в любой сфере должен им обладать.
«Если юрист не обладает навыками программирования, он столкнется со множеством вопросов, которые необходимо будет решить: во-первых, это расходы; во-вторых, грамотный программист; в-третьих,– правильно составленное техзадание. Это время, деньги, нервы. А если есть возможность, будучи юристом, получить навыки программирования, все вопросы отпадают сами собой», — подчеркнул он.
Вузам нельзя стоять на месте, иначе это может обернуться выпуском неконкурентоспособных специалистов, подытожил председатель правления КАЗГЮУ.
«Чистка университетов» — это правильный шаг
В Казахстане можно заметить некоторую тенденцию: за последнее время сразу несколько вузов лишились лицензии. В интервью корреспонденту Liter.kz Талгат Нарикбаев рассказал, с чем это связано.
В Казахстане (на 19 миллионов населения) насчитывается более 130 вузов. По мнению эксперта, желая привлечь студентов, многие вузы сделали высшее образование более доступным, поставив во главу угла увеличение численности обучаемых, а уже потом – качество предоставляемых знаний.
«На сегодня в стране функционирует 67 университетов, которые готовят юристов. Откуда столько качественного профессорско-преподавательского состава в этих вузах? Где они их берут? И берут ли они их вообще? Преподают ли они должным образом?» — задается вопросом эксперт.
Нарикбаев уверен, что отзыв лицензий у некоторых вузов – это правильное решение.
«Из-за подобных вузов, где «главное — заплатить», страна в большом объеме получит неквалифицированные кадры», — подытожил он.
Как совершенствовать систему образования в Казахстане, чтобы не остаться позади?
Для высокого уровня системы образования предстоит проделать еще много работы, однако некоторые правильные шаги уже сделаны, считает Нарикбаев.
По мнению Талгата Максутовича, государственные вузы, особенно те, что расположены в регионах, должны вернуться к формату работы, существовавшему в Советском Союзе, когда учреждения были не многопрофильными, а нацеленными на развитие недостающих кадров.
Ко всему прочему, отметил эксперт, региональные учебные заведения необходимо отдать в ведение акиматов, тем самым повысив ответственность акимов за качество образования.
«МОН РК должно лишь отвечать за политику и курировать процесс. Если в стране повысят ответственность акимов за качество образования, то мы сразу же увидим результаты. В случае каких-либо проблем с образованием в стране всегда виноватым становится только министр, но никто не задает вопрос: «Почему же не несут ответственности глава города или области?» — заявил он.
Также Нарикбаев считает необходимым увеличить базовое финансирование так называемых нужных сфер. Эксперт взял за пример специалистов в сфере науки, где давней проблемой являются низкие заработные платы. Повышение доходов привлечет более квалифицированных специалистов, которые не «утекут» за лучшими условиями в другие страны.
«Можно было бы скооперировать все деньги, которые уходят, и открыть несколько ключевых научных институтов и их финансировать. Тогда мы получим результат», — заявил он.
Еще одной из таких «нужных сфер», по мнению специалиста, является спорт, в который как раз вливают большие деньги, а эффект от этого нулевой.
«Если говорить о спорте, то, может, стоило бы сконцентрироваться на направлениях, где у нас больше всего получается, и их финансировать — вместо разбрасывания денег на все виды спорта? А еще уделить большое внимание детскому спорту — тому, с чего вообще все начинается», — задался вопросом эксперт.
Как Казахстану получить высококвалифицированных специалистов?
Талгат Нарикбаев, отвечая на этот вопрос, отметил, что для прогресса нужно менять мышление людей. Он заявил, что в наше время «никто не хочет» учиться на сварщика или осваивать другую подобную техническую специальность. И это несмотря на то, что на таких позициях можно получать приличные деньги (больше, чем экономисты или программисты) и приносить стране огромную пользу.
«Нужно менять мышление людям, показать, что подобные позиции очень престижны и востребованы, где также можно зарабатывать много денег», — отметил он.
Наряду с этим, заметил наш собеседник, отучившиеся на грантах студенты после окончания вуза не всегда идут работать по специальности, а это непозволительно.
«Средства, потраченные на выпускников, отучившихся на грантах, – это средства, ушедшие «в песок». Специалисты обучаются за счет государства, однако в большинстве случаев никакой пользы ему не приносят. Государство ведь должно получить пользу от человека, в которого вкладывались деньги. Разве нет?
Хотя бы три года выпускник должен отработать там, куда его отправят. Если никто не будет их заставлять «отрабатывать средства», то мы получим дефицит квалифицированных кадров. А это приводит к еще более глобальным проблемам — как, например, неэффективный менеджмент или некачественное распределение средств. Проблема будет и дальше расти, а средства продолжат расходоваться в никуда», — заявил он.
Нарикбаев с сожалением признает, что эта проблема еще актуальнее в регионах страны, отметив, что хороших специалистов проще привлечь в крупные города.
Как на образование может повлиять государство
Депутат маслихата Нур-Султана уверяет, что государство обязано вмешаться в организацию образования, так как оно напрямую влияет на благополучие страны.
Эксперт отмечает, что со стороны Министерства образования и науки было введено полезное новшество: с 2021 года в Казахстане отменили единый государственный стандарт диплома. Теперь каждый вуз страны выдает документы индивидуального образца. Главной задачей подобного решения является повышение конкуренции между высшими учебными заведениями. Это приведет к повышению ответственности отдельного вуза и к повышению качества образования.
Готовы ли вузы Казахстана к переменам?
Отвечая на этот вопрос, эксперт заметил, что в стране (хоть и в небольшом количестве) есть учебные заведения, которые уже думают на «несколько лет вперед». Они ввели кредитную технологию, вкладываются в различные аккредитации, конкуренты на рынке инвестируют в материально-техническое содержание. Среди них эксперт выделил несколько вузов:
- Казахстанский институт менеджмента (КИМЭП);
- Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ);
- Назарбаев Университет;
- Университет Нархоз;
- ALMA University;
- Университет КАЗГЮУ;
- IT;
- UIB.
Одновременно в Казахстане существует много вузов, считающих обучение бизнесом. Между тем, заверил Нарикбаев, несмотря на неготовность некоторых учреждений страны к переходу на более современный формат обучения, вузы, по сравнению с российскими, «намного ушли вперед».
Образование — это не бизнес?
Учитывая среднюю заработную плату казахстанцев, которая по итогам 2020 года составила чуть более 233 тысяч тенге, есть мнение, что стоимость обучения в вузах Казахстана очень высокая. Талгат Максутович разъяснил, действительно ли это так, и из чего она складывается.
Председатель правления университета отметил, что в идеале стоимость должна равняться качеству. В первую очередь, как пояснил эксперт, имеются расходы на профессорско-преподавательский состав, во вторую очередь — материально-техническое обеспечение. Однако, учитывая низкую платежеспособность населения, образование не может быть бизнесом.
«У нас есть преподаватели, которым мы платим от трех до пяти тысяч долларов. Это запрос сегодняшнего рынка, который, если мы хотим получить квалифицированного специалиста, должны удовлетворить. Сейчас даже в школах преподавателям платят 600 тысяч тенге, что уж говорить об университетах. От того руководство вуза задается вопросами: «за счет каких средств привлекать хороших преподавателей?», «где брать деньги, чтобы улучшать базу?
Конечно же, учитываются доходы, поступающие от студентов, но мы понимаем, что платежеспособность населения не растет, а, напротив, падает. Вешать все расходы на шеи студентов и их родителей нереально, так как либо прекратится количество поступающих, либо будет сильный отток, либо вуз просто закроется. Именно поэтому образование не может быть бизнесом, это, в первую очередь, социальная ответственность», — заявил Талгат Нарикбаев.
По мнению спикера, если вуз нацелен на бизнес, то у него не будет должного качества работы. Учебное заведение должно быть акцентировано на образовании и самих студентах.
«Например, мы купили Canvas – это ведущая в мире образовательная платформа, которой пользуются студенты и преподаватели. Аренда трех тысяч аккаунтов Canvas нам обходится в 73 тысячи долларов. Наряду с этим мы столкнулись с пандемией и, как следствие, с дистанционным обучением. Чтобы честно подводить итоги, проводить экзамены, нам была необходима технология, которая отслеживала бы качество на расстоянии. Поэтому мы приобрели систему прокторинга. Она обеспечила полный контроль за студентами, выводя то, насколько честно студент сдавал экзамен. Ко всему прочему, мы приобрели систему антиплагиата – Turnitin. Ежегодно за нее мы платим 15 тысяч долларов. Все это вместе с ремонтом вуза, преподавателями и другими удобствами — большие расходы», — рассказал Нарикбаев.
Резюмируя все описанное, глава правления КАЗГЮУ отметил, что вузы, учитывая такие расходы, наоборот, идут навстречу студентам, не возлагая на их плечи оплату всего необходимого. Экономическая модель вуза должна меняться в сторону увеличения доходов от научной и экспертной деятельности, уходя от зависимости от оплаты за образовательные услуги.
Готовы ли сами абитуриенты к повышенным стандартам?
Казахстанские абитуриенты еще не готовы к повышенным стандартам в системе высшего образования, считает Нарикбаев. По его мнению, осознанная подготовка должна начинаться в школах уже с 8-9 классов. Эта работа не проводится, и дети по окончании 11 классов сами не знают, чего хотят. В большинстве случаев выбор за ребенка делают родители.
«Еще часто они выбирают по «красоте» вуза, его студенческой жизни, либо выбирают по тому, что это национальный государственный вуз, думая, что там все хорошо. Однако это не факт: и в подобных учреждениях существуют большие проблемы», — отметил он.
Другой проблемой Нарикбаев назвал интерес школ и самих детей к иностранным вузам.
«Мы должны для себя готовить специалистов: наши студенты учиться должны здесь либо в самых лучших, топовых вузах мира. Одно из двух», — заявил эксперт.
Какие профессии будут востребованы в будущем?
В первую очередь эксперт выделил юристов. Нарикбаев не согласен с мнением, что эта профессия «вымирает».
«В Казахстане есть проблемы с качеством законов, а также с их исполнением. Если в стране наладятся эти вопросы, то «юрист» будет всегда необходимой профессией. Другой вопрос — какими навыками он будет обладать», — заявил собеседник Liter.kz.
По словам эксперта, Казахстану не хватает профессиональных экономистов, занимающихся научными, экономическими исследованиями, которые могли бы давать свои квалифицированные заключения государству.
Стране, как и всему миру, всегда будут нужны специалисты по программированию, уверен Нарикбаев. Помимо этого, он считает, что Казахстан нуждается в специалистах в области экологии.
Талгат Нарикбаев также отметил, что страна всегда будет нуждаться в медицинских работниках, педагогах и журналистах.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через