Второе дыхание

Второе дыхание

Автор: Наталья ФОМИНА

Восстановление многоквартирных домов, строительство детского сада, открытие аптек и пункта полиции, проведение соревнований и сельскохозяйственных ярмарок, выпуск автобусов и автомобильных шин - как сегодня возрождается некогда заброшенный район РТИ города Сарани.

Вернуть жизнь

Создание там индустриальной зоны на промышленной площадке и начало строительства крупных производств дали возможность государству восстановить 11 гектаров жилой зоны микрорайона.

- В прошлом году мы восстановили два дома на 90 квартир. В этом году приступили к возрождению девяти домов. Примечательно, что четыре из них реконструируются за счет частных инвестиций. То есть бизнес, услышав о том, что создана индустриальная зона, интересуется домами, которые подлежат восстановлению, и приобретает их для своих сотрудников. Помимо реконструкции домов подводим и инфраструктуру. В том числе пешеходные тротуары, беговые и велосипедные дорожки. Также формируется и социальная инфраструктура - приобретен земельный участок для строительства детского сада и спортивного комплекса, - рассказал  аким Сарани Ержан Темирханов.

Он объясняет: так как здесь все простаивало более двадцати лет, то, соответственно, не было и рынка. Поэтому сейчас элементарные условия быта в микрорайоне РТИ создаются механически.

- Совместно с СПК «Сарыарка» установим социальный павильон, откроем социальную аптеку, отдел полиции, микрорайон будет покрыт видеонаблюдением и так далее. Уникальность в том, что можно сформировать абсолютно новую безопасную среду. К примеру, тротуары здесь расположены так, что исключена угроза для детей по пути в школу и садик, - продолжил  Ержан Темирханов.

Кроме того, чтобы вернуть жизнь на РТИ, провели велогонку, планируется проведение сельскохозяйственной ярмарки.

В целом здесь всего 106 домов. Из них, согласно техзаключению, 50% подлежат восстановлению. Реконструировать будут только те дома, которые  поквартирно прошли юридическую очистку через суд и поставлены на баланс коммунальной собственности. То же касается и тех домов, которые подлежат расчистке. Будет произведена рекультивация, и в последующем на этой территории планируют проектировку новых домов.

Восстановление девяти домов закончат в 2022 году, будет сдано 510 квартир. 360 из них получат очередники, а 150 квартир - для сотрудников тех или иных предприятий, которые формируются в индустриальной зоне. Таким образом,  очередность на жилье в городе сократится в два раза.

- Возобновлено и строительство центрального теплоисточника. Работы идут полным ходом - есть подрядчик, трудится там порядка 150 человек. Глава региона поставил перед нами задачу уже в этом году завершить строительно-монтажные работы, а в следующем перейти уже к пусконаладочным и благоустройству, - сказал аким Сарани.

Все для наших

Возвращаясь к индустриальной зоне, он отметил, что она дает нашему бизнесу возможность приступить к реализации своего проекта без вложений и затрат на инфраструктуру. Ранее площади РТИ в 120 тысяч квадратов простаивали, и не каждый бизнесмен мог зайти и поднять все с нуля. Сейчас же вмешалось государство и создало там все условия, своего рода пакет стимулов, - наличие газо-, водо-, электроснабжения и прочее.

- Сегодня мы имеем территорию в 180 гектаров, которая будет сегментироваться. Строится крупный завод компании «Татнефть» по производству шин. Сейчас идут земляные работы, 2022 год обозначен инвестором как срок реализации данного проекта, - рассказал Ержан Темирханов. - Дополнительно отмечу, что в настоящее время саранцы, 200 человек, отправлены на полгода в российский город Нижнекамск для получения практического опыта. Когда завод запустят, они придут и применят свои знания на деле.

Сегодня на РТИ уже сформирован завод по выпуску автобусов «QazТehna». Предприятие зарегистрировано в Сарани, то есть налоги получает город. И трудится там 125 местных жителей. Проектная мощность предприятия - 4 единицы в день. В год планируется выпускать 1200 автобусов. В настоящее время более 60 из них уже обслуживают карагандинские пассажирские маршруты, скоро выйдут на линию еще 300.

Эталон для образца

Не так давно в социальных сетях поднялась шумиха вокруг данных автобусов - карагандинцы стали свидетелями того, как на наш вокзал на железнодорожных платформах прибыли новые, готовые, укомплектованные автобусы марки «Yutong». Сразу поползли слухи  о том, что всех обманули, ничего завод не производит, а занимается импортом. Что налоги уходят мимо государственного бюджета и прочее. С этой целью руководство предприятия приняло решение организовать пресс-тур с приглашением блогеров, журналистов, операторов, фотокорреспондентов множества телеканалов, газет, радио и так далее.

Те самые автобусы, доставленные по железной дороге, находятся на территории завода, под открытым небом. Они не спрятаны от людских глаз в ангарах или еще где-то. То есть уже можно сразу понять, что ничего противозаконного там не происходит. На резонный вопрос журналистов, что это за автобусы, директор завода Аргулан Майконов ответил, что готовые автобусы доставили на «QazTehna» не с целью выдать продукцию за свою, а в качестве эталонных образцов.

- Нам действительно доставляли готовые кузовы с завода «Yutong», но только как образцы. Их всего шесть автобусов - по одному в каждый цех. Они нужны для наших специалистов, чтобы они смотрели, сравнивали, видели, как должно быть, - объяснил он. - Наши автобусы зарекомендовали себя очень хорошо. У нас в планах выпускать еще и коммерческую технику - самосвалы, дорожно-строительную технику, фронтальные погрузчики и так далее.

Мировые стандарты качества

Стоимость данного проекта - порядка 23 млрд тенге. Участником совместного предприятия является СПК «Сарыарка», а партнером выступил крупнейший мировой производитель автобусов  - китайская компания «Yutong». Именно оттуда на предприятие приходят все комплектующие.

- Мы производим сборку автобусов, начиная с рамы. То есть это установка всех мелких узлов и агрегатов на раму. Далее идут спаривание вместе с кузовом, установка полов, вклейка стекол и прочее. Потом осуществляется первый запуск авто, а дальше он отправляется в цех испытания, - объясняет мастер цеха мелкоузловой сборки Жарас Исабеков.

Переходя из цеха в цех, весь процесс выпуска автобусов открывается, как на ладони. Вот сварщики из серых деталей «конструктора» собирают каркас будущего транспорта, некий «скелет», а вот его уже начинают обшивать металлическими листами. Здесь приступили к его покраске, отправили в сушильную камеру и отполировали, и на выходе из цеха окраски он уже черно-белого цвета. Далее поэтапно собираются все комплектующие - от колес до сидений с поручнями и фарами, затем уже готовое изделие отправляют в камеру контроля герметичности, которая представляет собою некий бокс, оборудованный со всех сторон кранами, из которых с разным напором и под разным углом вода обдает новенькие автобусы.

- Здесь имитированы все существующие виды дождя, - объясняют работники завода. - Если по окончании испытания будет обнаружена протечка, то этот автобус будет возвращен в цех сборки для ее устранения.

Одним из завершающих этапов является проверка на герметичность узловых агрегатов, расположенных внизу автобуса. Для этого на заводе имеется углубленный полутоннель без крыши, заполненный водой. Ее уровень почти полностью покрывает колеса автобуса, имитируя глубокие лужи. Там он «катается» туда-сюда определенное время. После  должен пройти обкатку на улице. Для этого в штате имеются водители-испытатели, задача которых - проехать 15-20 километров, чтобы понять, как ведет себя автомобиль на трассе. Ведь на выходе должен получаться транспорт, отвечающий всем мировым стандартам качества.

Фото Александра МАРЧЕНКО

РТИ, г. Сарань

  источник: http://inkaraganda.kz.