Узнавание в зеркале связано с прикосновением

Узнавание в зеркале связано с прикосновением
фото: Роман ПОПОВ (сгенерировано с помощью нейросети)

Ученые провели исследование, показавшее, что узнавание себя в зеркале связано с прикосновением, а не запрограммировано с рождения, как считалось ранее.

Большинство детей начинают узнавать себя в зеркалах примерно в полтора года. Этот вид самопознания является важной вехой в развитии, и теперь ученые Техасского университета в Остине обнаружили ключевую движущую силу этого процесса: опыт прикосновения.

Новое исследование показало, что дети, которым предлагалось прикоснуться к собственному лицу, начали узнавать себя раньше, чем те, кому этого не требовалось.

Исследователи начали с размещения небольших вибрирующих дисков на лбу и щеках малышей, когда им было около 14 месяцев, то есть до обычного возраста, в котором происходит самопознание. В ответ на вибрацию дети поднимали руку и касались диска. Затем исследователи повернули детей лицом к зеркалу и наблюдали, как они прикасались к дискам.

Затем исследователи предложили детям выполнить стандартный тест на самопознание с использованием зеркальной метки, в ходе которого на лицо каждого ребенка помещали небольшой след краски или макияжа. Если ребенок смотрел в зеркало и прикасался к отметине на своем лице или произносил такие слова, как свое имя или «я», он демонстрировал самопознание.

Исследователи также наблюдали за контрольной группой детей, которые подвергались лабораторному опыту с зеркалами , но не с вибрирующими дисками. Обе группы были сопоставимы в начале исследования и наблюдались ежемесячно до тех пор, пока они не осознали себя или не достигли 21 месяца.

Дети, которые прикасались к своему лицу, чаще узнавали себя в зеркале в среднем примерно на два месяца раньше, чем тогда, когда дети обычно впервые начинают узнавать себя в зеркале.

Источник: Current Biology