Штрихкод товарa: что это такое, виды, типы, расшифровка, как формируется

Штрихкод товарa: что это такое, виды, типы, расшифровка, как формируется

Расшифровка значений цифр на штрихкодах товара интересует не только продавцов, но и покупателей. Это заметные полоски, нанесенные в определенной последовательности и имеющие серьезное значение для идентификации продукта. Их используют для определения данных, отображения вида в складском и торговом учете, разделения разных вкусов или цветов внутри одного наименования во время инвентаризации. Есть различные системы кодирования, функции и технические требования к нанесению.

Штрихкод на упаковке: что это такое и как называется

Так обозначается картинка, которая крепится или печатается для автоматизации учета. Она помогает опознать вещь, выявить конкретную разновидность и проверить информацию о ней в общей базе. С ее помощью можно сократить время на обработку данных и оптимизацию складских помещений.

Кажется, что в код закладывается все о товаре, но на самом деле это просто двухмерная графика, которая предназначена для считывания. Все сведения будут храниться в памяти сервера того предприятия, которое занимается производством обуви, одежды и многой другой продукции.

Можно встретить разные типы штрихкода:

  • с неповторимым номером продукта;
  • с подробной информацией о производителе;
  • для оптимизации всего, что упаковано в разную тару — пачки, палеты.

История изобретения

Еще в 1948 году многие производства столкнулись с серьезной проблемой необходимости считывания для оптимизации складов и ускорения обработки заказов. Бернард Сильвер, аспирант университета, занялся вопросом маркировки вместе с друзьями. Начало экспериментов было не самым удачным — использовались ультрафиолетовые чернила, которые быстро теряли цвет и стоили дорого.

Правильное решение пришло внезапно — на пляже. Первый нужный код выглядел, как удлиненная азбука Морзе — это были широкие и узкие полоски. Чтобы считывать их, настроили технологию, которую обычно применяли для записи звука к фильмам. В 1949 году изобретение отправили на получение патента. А в 1951 его отвергли, так как посчитали слишком дорогими воплощение и применение. В 1952 году документально подтвердили уникальность созданной системы, но из-за недостатка финансов и отсутствия спонсоров идею продали компании RCA.

В 1974 году появился первый супермаркет, в котором реализовывалась продукция через считывание. Сейчас чек от этой покупки хранится в музее «Американской истории» как символ начала новой эпохи.

Принцип штрихового кода на любом товаре

Так называют создание сменяющих друг друга черно-белых полос с отличающейся шириной. Это кодирование, которое в момент считывания передает данные через сканирующую и расшифровывающую технику. Именно такая работа считается одним из максимально распространенных способов идентификации.

Максимально известными являются JEAN-13, он же (GTIN-13) и EAN-8 (GTIN-8). Все они имеют определенные значения.

Из чего состоит штрихкод:

  • Начальные 2-3 символа указывают на страну, где находится банк сведений. Номера распределяет специальная международная организация.
  • Следующие четыре — цифры изготовителя. Его присваивают национальным органом страны-производителя.
  • Еще пять — данные о продаваемом изделии. Здесь компания, изготавливающая продукцию, может самостоятельно зарегистрировать и присвоить регистрационные цифры внутри производства. Среди этих номеров обычно кодируется важные отличительные знаки для склада и продажи — окрас, масса, габариты, разновидность, вкус.
  • Последний символ — контрольное число. Он необходим, чтобы закончить считывание с использованием сканера. Находят его с помощью проведения легких арифметических действий.

Номинально размер всего кодированного послания составляет 31,35 мм, но с обеих сторон от него ничего не должно размещаться, поэтому полный размер с полями — 37,29 мм. Первый и последний символы будут удлиненными, чтобы выделить начало сканирования и его конец.

расшифровка штрих кодов на товаре

Функционал

Штрихкод имеет больше полезных функций, чем многие другие знаки, несущие информацию. Он пригодится на любом предприятии, в магазине, на складе.

Дополнительные возможности:

  • Автоматизированное определение разновидностей при помощи считывающих устройств.
  • Автоматизация учета продукции на складских помещениях.
  • Контроль перемещений, местонахождения любого элемента партии, их количества.
  • Легкость управления погрузки, транспортировки, отгрузки, локализации в помещении.
  • Скорость загрузки и сбора заказа значительно вырастает, минимизируется риск ошибок.
  • Формирование улучшенной культуры обслуживания клиентов.
  • Маркетинговые исследования можно проводить быстрее, их результаты будут более достоверными и точными.

Виды штрих-кодов и их примеры

Существуют три формы:

  • EAN-13. Полный адрес из 13 знаков, используются только цифры.
  • EAN-8. Укороченный тип, включает в себя восемь носителей информации.
  • EAN-128. Увеличенный, этот вариант может содержать любое количество символов, цифровых и буквенных, они объединяются в разные группы.

Если нужно понять, как выглядит штрихкод, мы привели образец. У первых двух разновидностей из списка не может быть никаких иных обозначений, только числа. У подробных типов допускается размещение любого объема букв, скобок, других знаков.

Кодировку EAN-8 применяют обычно для маленьких партий или для малогабаритных изделий. Причина использования таких обозначений — проверка продукции на быстром конвейере. Чем меньше длина полосок, тем оперативнее они будут считаны без риска получить ошибочные результаты.

Расширенный формат обычно используется, чтобы снабдить данными другое предприятие, в которое деталь или расходник отправляется. Содержаться в значке штрихкода может большое количество цифр. Цифровой тип носит такое название не по максимальной длине, а из-за словаря Code-128, который используется при составлении перечня. Он может означать что угодно, обычно содержит в себе закодированные:

  • название;
  • срок годности;
  • дату изготовления;
  • размер;
  • объем;
  • индивидуальный присвоенный номер производителя;
  • число партии или смены;
  • сорт.

Основным остается EAN-13, который постоянно используется в легкой промышленности.

Эти данные выдает международная компания EAN каждому предприятию отдельно. С помощью подобного порядка исключается вероятность возникновения одновременно двух разных элементов с одинаковым номером.

Способов кодирования два — линейный и двухмерный. Первый вид считывается только по горизонтали. Так можно закодировать малый объем, только 20-30 символов. Читает такие цифры даже недорогой простой сканер.

Второй вид называется двумерным. Чтобы его считать, потребуется специальное сканирование. С его помощью можно шифровать увеличенный объем данных и выдавать их простым считыванием. Расшифровывается в два направления — вертикальное и горизонтальное. Среди популярных:

  • Aztec;
  • Datamatrix;
  • Data Glyph.

Что же обозначает штрихкод на товаре? В нем закодирована самая важная информация о продаваемой продукции или услуге. Чаще наносят американский унифицированный знак в аббревиатуре UPC, созданный по рекомендациям европейской ассоциации.

Подробно о разновидности EAN-13

Это изображение, состоящее из уникального международного номера. Под полосками дублируется арабскими цифрами. В данной разновидности их будет 13.

Такой порядок необходим, чтобы в случае физического повреждения кода сделать возможным визуальное считывание. Если картинка размылась, поцарапана, не читается сканером по другим причинам, просто вбейте в базу число под ней.

Есть идея, что если расшифровать это послание, можно увидеть много важной информации о продаваемой вещи. На самом деле все иначе: в этом показателе зашифровано послание, которое будет ключом к базе.

Кодировка — добровольное дело, поэтому производитель имеет право получить свой номер в любом отделении. Тогда ему присваивается код той страны, в которой были получены документы. Давайте разберем, что будет закодировано в блоке о товаре. Всего это пять цифр, если двигаться слева направо, то получим такие данные:

  • наименование;
  • важные для покупателей свойства;
  • вес, габариты;
  • ингредиенты в составе;
  • окрас.

Если смотреть на штрихкод вертикально, последняя отметка является контрольной. Это не случайное число, а вычисляемое из суммы стоящих впереди. Рассчитывается она по алгоритму:

  • все, что на четных позициях, суммируется;
  • затем полученное нужно умножить на три;
  • плюсуются между собой нечетные числа;
  • складывается итог из раздела 2 и 3;
  • выявляется ближайшее кратное 10 сумме, которая получилась в пункте 4;
  • вычисляется разность между 5 и 4.

То, что получится, будет конечным в коде. Это служит для контроля реальности продукции на продаже. Завершает рисунок значок «>». Он показывает, что товар был изготовлен в соответствии с лицензией.

Как формируется уникальный штрихкод ITF-14

Его применяют, чтобы наладить складской учет и ускорить действия по сбору заказов или комплектующих. Он крепится на тару — индивидуальную или предназначенную для группы вещей.

Если считать такую последовательность сканером, то на ТСД или в базе отобразится не только разновидность продукта, но и количество, заключенное в пачку.

Такая кодировка отличается от EAN-13 появлением первой дополнительной цифры с типом комплекта. Последнее число тоже считается контрольным, но вычисляется без учета надстройки.

Наносится такой код на упаковку в виде наклейки, рисунка или с помощью трафарета. Это более крупное изображение, но оно предназначено, чтобы крепиться к упаковке, а не единице товара.

Особенности использования:

  • Если вещь по габаритам не превышает 40*30*20 см, то наклеить достаточно на одну область.
  • Если размеры больше, то наносят код с трех сторон для удобной проверки.

Таблица номеров с указанием стран мира

Беларусь 481
Китай 690
РФ С 460 по 469
Великобритания 50
Казахстан 487
Хорватия 385
Испания 84
Германия С 400 по 440
Португалия 560
ЮАР С 600 по 601
Тунис 619
Тайвань 471
Узбекистан 478
Куба 850
Франция 30-37

 

 

штрих код это

Технические требования к нанесению символов

Чтобы верно распознать устройством кодировку, нужно соблюдать все рекомендуемые размеры и цвета.

Среди важных параметров:

  • ширина изображения — 37,29 мм;
  • его высота — 25,93 мм;
  • максимально высокий штрих — 22,85 мм;
  • свободная часть с левой стороны — 3,63 мм, с правой - 2,31 мм;
  • штриховые ограничители должны быть длиннее на 1,65 мм;
  • цифры, не превышающие 2,72 мм.

Уменьшить его можно не больше, чем на 20%, увеличить — максимум на 200%.

 

тип штрих кода

Как получить код EAN (GTIN)

Чтобы вся продукция была с обозначениями, нужно обратиться в Национальную организацию товарной нумерации и вступить в нее. Там разъяснят все необходимые дальнейшие действия и примут документы.

Обращайтесь на сайт gs1.kz