С какими вызовами может столкнуться бизнес Казахстана в 2022 году: мнение эксперта

С какими вызовами может столкнуться бизнес Казахстана в 2022 году: мнение эксперта
фото: пресс-служба CAF

На недавно прошедшей бизнес-конференции CAF-2022* (Международной выставки моды Central Asia Fashion) зампредседателя правления ОЮЛ «Союз торговых сетей РК» Эльбеги Абдиев рассказал, какие трансформации претерпевает бизнес-ретейл Казахстана после очередного удара и событий «черного января», какие изменения предвидятся в системе ретейла РК и какие вызовы ожидать бизнесу в 2022 году, сообщает Standard.kz.

Прежде чем показать аудитории бизнес-конференции CAF цифры и факты ретейл-аналитики, Эльбеги Абдиев вкратце познакомил с деятельностью Союза Торговых Сетей РК (сокращенно СТС, - прим. авт). Союз был основан в 2017 году для консолидации усилий компаний розничной торговли в процессе становления и развития рынка ретейла в Казахстане.

В настоящее время членами Союза являются более 20 крупнейших торговых компаний страны, представляющих собой более 70% цивилизованной розницы и более 70 000 рабочих мест, а организация активно взаимодействует с государственными ведомствами, выступая в защиту интересов членов Союза. Одним из последних проектов, над которым в связке с госорганами работает Союз торговых сетей - продление пилотных проектов по СНТ, который должен был запуститься уже в апреле 2022 года, однако из-за неготовности бизнеса был перенесен на более поздний срок.

Немаловажным стало и участие организации в работе с Комитетом санитарно-эпидемиологического надзора в части ковидных ограничений 2020 года и их послабления в 2021 году. Также СТС принял участие в разработке проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции» и входит в рабочую группу Мажилиса Парламента Республики Казахстан.

Исходя из данных статистики, Эльбеги Абдиев считает, что государство недостаточно уделяет внимание сфере торговли:

«Торговля - одна из очень больших отраслей в Казахстане, и если конкретно, то 16% ВВП страны.

При этом торговля в Казахстане никогда не была в приоритете, и даже до сих пор не включена в перечень приоритетных видов деятельности. Что это означает? При реализации инвест-проектов в торговле, бизнес-ретейлеры не имеют права на получение каких-либо преференций, хотя те же строители, производственники и прочие отрасли - имеют. Но ведь в любом случае, что бы ни производилось, без торговли произведенный товар реализовываться не будет», - убежден эксперт.

Ждать ли выплат пострадавшему в январе бизнесу?

Особых ожиданий по поводу выплат ощутимых компенсаций понесшему ущерб в ходе событий трагического января бизнесу специалист не испытывает: «Прежде всего отмечу, что данные НПП и госорганов несколько разнятся. Тем не менее, по нашей оценке, в январе 2022 года пострадало 1830 субъектов бизнеса, подавляющее большинство расположено в Алматы.

Общая сумма ущерба составила 87 миллиардов тенге, из них основная доля потерь в Алматы - на 84 миллиарда тенге.

Данные подсчитывались посредством предоставленной информации от малого и среднего бизнеса, но в этих цифрах отражены и суммы крупного бизнеса тоже. Как так получилось? Очень просто: крупный бизнес заявления на компенсацию не подавал, так как такой опции просто нет и механизма расчета возмещения на сегодняшний день не существует. То есть официально было сообщено, что малому и среднему бизнесу потери возместят, а крупному – нет. Временно или окончательно – пока это неизвестно».

В качестве примеров спикер напомнил о варварском расхищении и фактах массового мародерства Молла «Апорт» и сети Magnum, которые, по данным экспертов, пострадали в большей мере: «Оценка до сих пор происходит и сумма ущерба  высчитывается. Думаю, что только в торговой сети Magnum  она может доходить до 10 миллиардов тенге. А ведь еще есть торговая сеть Small, у которой ущерб порядка 5–6 миллиардов тенге. Народные бренды «Технодом», Sulpak, Alser тоже очень пострадали, но все же у них суммы причиненного  ущерба  значительно ниже».

Рейтинг пострадавших регионов Казахстана

Эксперт бизнес-конференции СAF Эльбеги Абдиев поделился уникальными справочными данными по оценке ущерба субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, по предварительным данным, пострадали 1 756 субъектов малого и среднего бизнеса, у которых сумма ущерба составила порядка 48 580 874 921 тенге.

При этом рейтинг пострадавших регионов по сумме ущерба выглядит следующим образом:

  • г. Алматы – 1 545 субъектов на сумму 47 145 380 509 тенге;
  • г. Шымкент – 36 субъектов на сумму 354 218 190 тенге;
  • Алматинская обл. – 114 субъектов на сумму 885 509 155 тенге;
  • Жамбылская обл. – 27 субъектов на сумму 147 821 250 тенге;
  • Кызылординская обл. – 17 субъектов на сумму 31 865 017 тенге;
  • Атырауская обл. – 3 субъекта на сумму 3 285 000 тенге;
  • ВКО – 14 субъектов на сумму 12 795 800 тенге.

«Изначально было заявлено 87 миллиардов тенге общего ущерба, из них учитывалось, что 47 миллиардов - это малый и средний бизнес. Значит, получается чуть меньше половины суммы ущерб понесли именно субъекты крупного бизнеса, которым возмещения пока еще не было.

21 января прошло совещание с участием президента Касыма-Жомарта Токаева. На нем один из представителей Союза Торговых Сетей поднял вопрос о возмещении ущерба, на что глава государства ответил, что признает, что по этому вопросу произошло упущение, потому что государство допустило такую ситуацию. Ведь бизнес платит государству налоги, а государство в свою очередь должно обеспечить ему безопасность. Логика достаточно простая и, на мой взгляд, обоснованная.

Однако до 21 января нам говорили, что возмещения крупному бизнесу не будет. Позже мы разрабатывали правила с участием Минэко по поводу механизма возмещения ущерба именно крупному бизнесу и предоставили свои правки. Но какой-то конкретики и обратной связи со стороны госорганов пока еще нет. Я надеюсь, что данный вопрос все же будет решен положительно.

Более того, понимая, что прямые денежные выплаты для государства сейчас затруднительны, мы предложили несколько опций как возможных путей возмещения ущерба. В их числе - предоставление льгот по налогом (КПН) и льготное кредитование со ставкой 6% годовых», - делится Эльбеги Абдиев.

Однако, по информации эксперта бизнес-конференции CAF, даже одобренные и выплачиваемые предпринимателям суммы уже неактуальны для поддержки бизнеса: «Те деньги, которые в тенге имели определенное значение в январе-феврале, к сожалению, уже сегодня имеют совсем другое значение. Что будет в апреле или мае, прогнозировать очень сложно. Да, в некоторых регионах уже начали выплату. Например, в Алматы уже часть субъектов получили деньги на восстановление. Общая сумма одобренного возмещения - порядка 5,5 миллиардов тенге, но по сравнению с 47 миллиардами это не очень много -  11-12%».

«Черные лебеди» и ретейл-прогноз на 2022 год

Эльбеги Абдиев уверен: государство видит, что бизнесу сложно, и есть надежда на смягчение государственного регулирования, однако новый вызов со сложившейся в регионе Восточной Европы обстановкой приведет к росту цен на продовольственные товары: «Во-первых, из-за изменения курса валюты, а также большого количества расходов, которые будут связаны с логистикой. Потому что многие крупные компании, сейчас ушедшие из России, большую часть товара оставляли в России, а какую-то везли в Казахстан, и это, с точки зрения логистики, оптимизировало расходы».

Какие отрасли пострадают больше всего?

Наиболее сложную ситуацию эксперт бизнес-конференции CAF Эльбеги Абдиев видит именно у fashion-ретейла, так как именно этот раздел торговли более всего завязан на России. В то же время сегмент люкс по-прежнему пострадает в меньшей степени, даже с заметным подорожанием. Среди товаров FMCG  ценовые изменения, по мнению специалиста, могут коснуться прежде всего раздела бытовой химии, и это будет напрямую связано с потребительскими привычками - аудитория не сразу переключится, например, на тот же китайский аналог. 

В то же время рост цен эксперт прогнозирует и в продовольственном секторе, однако сложившуюся с сахаром ситуацию он считает искусственной: «За пять дней из торговых сетей выкупили запас 3-4 недель сахара. На базаре, по моим данным, стоимость доходила до 800 тенге. Но я считаю, что панике поддаваться нельзя, сахар появится в любом случае, но будет несколько дороже. Плюс надо учитывать, что практически 100%, сахара в Казахстан импортируется. И хотя официально заявляют, что 57% сахара в Казахстане из России и Белоруссии, а остальной мы производим, производство у нас достаточно условное. В Казахстане практически идет только переработка, а мы сильно зависим от цен на сахарное сырье».

Меры поддержки бизнеса

Как отмечает спикер бизнес-конференции CAF Эльбеги Абдиев, организация ОЮЛ «Союз торговых сетей РК» видит качественную поддержку бизнеса, потребителя и в целом отрасли торговли в комплексе вводимых мер. Например, во временной отмене требований по маркировке товара согласно требованиям техрегламентов Таможенного союза (прим.: заполнение этикеток на казахском и русском языках упразднено). При этом, по мнению эксперта, важно отменить действующие инициативы по внедрению обязательной маркировки товара.

Еще одна ощутимая мера поддержки бизнеса - в снижении ставки НДС на продовольственные товары в целях снижения их стоимости с 12 до 8 процентов. Подобная мера поддержки уже положительно показала себя в период карантинных ограничений в 2020 году.

В чем еще может выражаться поддержка казахстанского бизнес-ретейла?

По мнению спикера бизнес-конференции CAF Эльбеги Абдиева, в обширной поддержке внутренней торговли со стороны государства, а именно в защите казахстанских интересов на внешних рынках, устранении барьеров для развития рынков и в целом создании комфортной для бизнеса инфраструктуры.

Из фундаментального, в качестве мер поддержки бизнеса, эксперт отмечает развитие современных форматов торговли с целью выхода из тени, общее развитие МСБ в стране, а также включение отрасли торговли как таковой в перечень приоритетных для реализации инвестиционных проектов.

 «Уверен, что в отношении торговли нужно существенно ослаблять требования. А в отношении МСБ вообще кардинально все менять. То, что сейчас происходит (те же высокие налоги, требования СЭС и прочее), никак не стимулирует  предпринимателей торговать «в белую». Это просто-напросто не совсем выгодно! Сейчас как никогда нужно создавать такие условия ретейлу, чтобы малому и среднему бизнесу было бы выгодно торговать в белую», - комментирует Эльбеги Абдиев.

На чем делать фокус казахстанскому ретейлу в будущем?

Самому бизнесу спикер бизнес-конференции CAF, заместитель председателя правления Союза Торговых Сетей РК Эльбеги Абдиев рекомендует сфокусироваться на развитии электронной коммерции, а точнее на развитии инфраструктуры (дарксторов) и сокращении сроков доставки товара.

Еще один фокус ретейла в будущем должен быть направлен на динамичное изменение каналов коммуникации с покупателем, ведь новое поведение покупателей в постковидный период напрямую влияет на то, какие способы и какие каналы использовать для того, чтобы донести предложение до клиента.

По мнению эксперта также важно, во-первых, изменить подход в развитие ассортимента. Сейчас актуально упрощение ассортимента для покрытия большинства потребностей, развитие эконом сегмента и собственных торговых марок (СТМ). Во-вторых, постоянно работать над удержанием клиента и его лояльностью к бренду или сети. В третьих, прорабатывать акционные предложения для потребителей, ставших чувствительными к цене. Ну, а непосредственно представителям fashion-ретейла спикер аналитической сессии порекомендовал консолидироваться для защиты своих интересов.

*Бизнес-конференция CAF - площадка для демонстрации уникальных данных отраслевых исследований и презентациии эксклюзивной информации ритейл-аналитиков.