Развитие инклюзивного образования в Казахстане: проблемы и пути их решения

Развитие инклюзивного образования в Казахстане: проблемы и пути их решения

Инклюзивное образование сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и создает основу для более справедливого общества. Развитие инклюзивного образования в Казахстане помогает всем детям с ОВЗ получать качественные знания в стенах учебного заведения. Особые образовательные потребности возникают при несоответствии возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.

Развитие инклюзивного образования

В соответствии с Государственной программой развития образования в Казахстане с 2011 г. поэтапно внедряется инклюзивное образование. Для целенаправленного и систематического характера внедрения необходимо определение концептуальных подходов к его пониманию и видению в перспективе и конкретные пути реализации. Практически все страны мира имеют национальные концепции инклюзивного образования, поскольку без определения целей, принципов и стратегий развития невозможна его реализация.

Выделяются два магистральных направления развития инклюзивного образования: выявление нарушений психофизического развития у детей и организация коррекционно-педагогической работы на максимально раннем этапе (в возрасте от 0 до 3 лет). Преимущества такого вмешательства заключаются в высокой результативности коррекционно-педагогической работы: 30–40 % детей с отклонениями в развитии достигают показателей нормы; у 90 % наблюдается стойкий положительный эффект, что ведет к снижению инвалидности и социальной адаптации. Оказание коррекционной помощи позволяет к школьному возрасту сократить количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) на 30–40 процентов.

Выделяется три этапа комплексной поддержки: выявление и диагностика нарушений психофизического развития; психолого-педагогическая коррекция и социальная реабилитация; адаптация. Начальным звеном является выявление детей в возрасте от 0 до 3 лет с риском нарушений психофизического развития в родильных домах и учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Используемый диагностический комплект: методические рекомендации по проведению различных видов скрининга; стимульный тестовый материал. По результатам обследования малыши направляются в психолого-медико-педагогические консультации (далее – ПМПК). По данным ПМПК, среди детей с ОВЗ больше всего детей с задержкой психического развития и нарушениями речи – 55 процентов. Они могут быть полностью реабилитированы к школьному возрасту, если коррекционная помощь будет оказана в раннем и дошкольном возрасте.

Включение детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс путем создания безбарьерной среды, вариативных условий обучения и воспитания с учетом их психофизических особенностей

Цель: выявление и направление учеников в организации образования по выбору родителей – в специальную школу, коррекционный класс либо совместное обучение в общеобразовательной школе, т. е. инклюзивное образование. Инклюзия предполагает не просто «механическое» включение ребенка с ОВЗ в учебный процесс, это постоянное взаимодействие образовательной системы со всеми заинтересованными ведомствами (здравоохранение, социальная защита, юстиция), с родителями. Инклюзивное образование направленно на устранение барьеров, которые разъединяют учеников, на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс и их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую, религиозную принадлежность, отставание в развитии или экономический статус.

Проблемы в развитии инклюзивного образования. Нормативно-правовая база

Методическое обеспечение инклюзивного образовательного пространства еще находится в стадии первичной разработки и апробации, что значительно затрудняет процесс внедрения практических технологий.

Педагогические кадры

Опыт работы школ, реализующих инклюзивное образование, показывает, что эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных школ. Учителям необходимо овладеть дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые позволят квалифицированно обучать детей с нарушениями в развитии. Целесообразно ввести в штаты организаций образования, обучающих детей с ОВЗ, ставки специальных педагогов: олигофренопедагогов для работы с детьми с задержкой психического развития и с легкими нарушениями интеллекта; сурдопедагогов – для детей с нарушениями слуха; тифлопедагогов – для учеников с нарушениями зрения; логопедов – для школьников с нарушениями речи. Учителям, обучающим детей с ОВЗ, необходимо регулярно обращаться за консультативно-методической помощью в ПМПК, кабинеты психолого-педагогической коррекции, реабилитационные центры, консультативные пункты и специальные школы.

Оценка достижений учащихся с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе

Требуется разработка стандартизированных оценочных средств и инструментария, позволяющих определять уровень учебных достижений школьников с ОВЗ.

Формы организации обучения учеников с ОВЗ в общеобразовательной школе

Распространенной практикой включения таких детей в общеобразовательный процесс является обучение в специальных классах и обучение в обычных классах общеобразовательной школы без коррекционно-педагогической поддержки. Для образования ребенка с ОВЗ оптимальным вариантом является сохранение и совершенствование существующей сети специальных коррекционных организаций с параллельным развитием инклюзивного образования. За годы деятельности специальных учреждений накопился опыт обучения детей с особыми образовательными потребностями. Механически перенести его в массовую школу невозможно, необходимо создание системы последовательного включения в общеобразовательный процесс. Для решения этих вопросов на базе Национального научно-практического центра коррекционной педагогики (ННПЦ КП) разработаны: Концептуальные основы развития инклюзивного образования в республике, условия включения детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс; Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии; Методические рекомендации по определению детей с аутизмом в организации образования; Методические рекомендации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. Ведущими специалистами лаборатории специального школьного образования ННПЦ КП проводятся исследования требований к учебным достижениям учащихся с ОВЗ.

По материалам ресурса