В условиях развития международной интеграции и усиления конкуренции в Казахстане, как и во многих зарубежных странах, наблюдаются проблемы по вопросам трудоустройства молодежи.
По данным Международной организации труда (МОТ), сокращение безработицы среди молодежи вдвое обеспечило бы прирост мирового валового продукта. В данном аспекте особую актуальность приобретают вопросы трудоустройства молодежи в Казахстане, где ее удельный вес составляет около 25,0% всего населения страны.
Как известно, молодежь является социально-экономическим активным слоем населения, обладает инновационным и творческим потенциалом, хотя в силу своего возраста не обладает достаточным опытом в той или иной сфере профессиональной деятельности. Поэтому вопросы трудоустройства, поддержка и развитие профессиональной конкурентоспособности молодежи на рынке труда являются весьма актуальным и стратегическим приоритетом государственной политики Республики Казахстан. Основополагающим фактором формирования конкурентоспособной молодежи является ее высокая квалификация и востребованность на рынке труда национальной экономики. Рынок труда как базовый элемент социальной сферы, имеющий механизм эффективной занятости населения, ориентирован на борьбу с безработицей.
За последние годы в республике имеются положительные тенденции в обеспечении занятости населения. В 2020 году численность экономически активного населения в РК в возрасте от 18 лет и старше достигла 9,0 млн человек, а уровень занятости к экономически активному населению достиг 95,0%, численность безработных уменьшилась. Однако в структуре безработного населения по уровню образования удельный вес безработных с высшим образованием и со средним специальным образованием имеет тенденцию к увеличению. Так, если в 2016 году удельный вес безработного населения с высшим образованием составил 19,7%, то в 2020 году – 27,2% и, соответственно, со средним специальным образованием – 25,9% и 33,6%. Наряду с ними безработными являются в основном люди, имеющие среднее общее образование. Их удельный вес в общей численности безработного населения колеблется в пределах 27,8-36,3%. Это работники, в основном не имеющие определенной профессии, с низким уровнем конкурентоспособности на рынке труда.
Данная ситуация, как известно, связана с несбалансированностью в подготовке специалистов гуманитарного, технического профилей, а также среднего профессионального образования.
Для снижения уровня «дипломированной безработицы» в последние годы государство проводит комплекс мер по оптимизации вузовской сферы. В целях дальнейшего совершенствования процесса подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием следовало бы сконцентрировать подготовку их по базовым вузам, где имеется соответствующая материально-техническая база и высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. При этом особую актуальность приобретает усиление роли государства в области планирования оптимальной структуры как количества, так и профиля подготовки кадров с высшим и средним профессиональным образованием.
Следует отметить, что уровень безработицы среди молодежи, имеющей среднее профессиональное образование, значительно ниже, чем у выпускников высшего учебного заведения.
Это связано с тем, что молодые люди с вузовским дипломом во многих случаях имеют завышенные требования при устройстве на работу, особенно по уровню заработной платы, соответствующим социальным условиям и быстроте карьерного роста. Поэтому работодателям выгоднее нанимать людей с практическим опытом, а не неопытного сотрудника, да еще и не доказавшего свою квалификацию. В то же время практика показывает, что выпускники колледжей менее требовательны к условиям работы и в более короткие сроки могут найти работу в различных сферах экономики.
В условиях функционирования и развития Евразийского экономического союза ожидается большая потребность высококвалифицированных кадров на рынке труда. Следовательно, как в масштабе республики, так и разрезе отдельных отраслей необходимо скорректировать структуру и количество подготовки кадров по специальностям среднего специального и высшего образования.
В Концепции государственной молодежной политики Казахстана до 2020 года предусмотрено создание центров поддержки молодежных инициатив, стимулы и механизмы для трудоустройства молодежи, льготное кредитование, развитие государственно-частного партнерства, подготовка специалистов по заказу работодателя и др.
Таким образом, в целях дальнейшего совершенствования системы трудоустройства и снижения безработицы среди молодежи необходимо провести комплексную работу по подготовке кадров для формирования практического навыка по избранной специальности. Необходимо внедрить систему планирования численности подготовки кадров как в разрезе специальностей, так и по уровню образования с учетом особенностей и структуры национальной экономики, активно использовать передовой зарубежный опыт по трудоустройству и снижению уровня безработицы молодежи, а также усилить роль государственно-частного партнерства в процессе подготовки и трудоустройства молодежи.
По материалам интернета
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через