Проблемы современного дистанционного обучения

Проблемы современного дистанционного обучения

http://gisap.eu/ru/node/18969

Проблемы современного дистанционного обучения 

 Oksana Pisarenko, декан, кандидат исторических наук, доцент

Российский университет кооперации, Россия

 Участник конференции

 В статье анализируется современное дистанционное обучение: практика и использование. Автор рассказывает о краткой истории дистанционного обучения, современном его развитии и использовании дистанционного образования на практике. Также автор представляет наиболее эффективные и популярные технологии дистанционного обучения. Автор затрагивает важнейшие проблемы дистанционного обучения в России.

 Ключевые слова :  дистанционное образование, компьютеры и телекоммуникационные технологии, современное дистанционное обучение, программа обучения, образовательные услуги, электронное обучение, сетевые методы обслуживания.

 Как известно, дистанционное образование - это образование, которое полностью или частично реализуется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Предмет дистанционного обучения снимается с преподавателя, учебных пособий и учебных ресурсов. Дистанционное обучение - очень широкое понятие. В целом, это понятие охватывает все формы образовательной деятельности, которые проводятся без личного контакта учителей и учеников.

 Дистанционное обучение имеет свою историю. Возможность получить заочное высшее образование появилась в 1836 г .; как раз тогда, когда в Великобритании был основан Лондонский университет. Студентам, обучающимся в различных учебных заведениях, разрешалось сдавать экзамены, установленные университетом. С 1858 года экзамены в такой форме стали доступны кандидатам по всему миру. Эта ситуация привела к основанию ряда колледжей, предлагающих курсы по почте в соответствии с университетской программой. Премьер-министр Гарольд Вильсон взял под личный контроль проект Открытого университета - первого в мире университета дистанционного образования. Сама королева учредила Открытый университет, а спикер палаты общин был назначен канцлером (ректором) университета. Они хотели, чтобы университет был одновременно массовым и престижным.

 В течение 70 - х годов 19 - го века, Америка приняла ряд мер для дистанционного обучения. Например, в 1873 году Анна Элиот Тикнор взяла за основу британскую программу «Общество поощрения домашнего обучения». В 1874 году Университет Иллинойса предложил программу обучения по почте.

 В 1891 г. в Пенсильвании был разработан самостоятельный курс, который стал образцом для программ повышения квалификации по различным предметам. Уильям Рейни Харпер, которого в Америке считают «отцом почтового образования», в 1892 году основал первый университетский факультет дистанционного обучения в Чикагском университете. В то время он начал эксперимент с внеклассным обучением в Баптистской богословской семинарии. В 1906 году преподавание почты было введено в Висконсинском университете.

 Австралию можно назвать одним из прародителей дистанционного обучения. Этому способствовало особое географическое положение этой страны. В 1911 году в университете Брисбена начали работать курсы университетского уровня. В 1914 г. была организована программа начального обучения по почте для тех, кто жил далеко от обычных школ. Студенты педагогического колледжа в Мельбурне проводили свои занятия с использованием почты. Вскоре такая практика распространилась на средние школы и техникумы.

Подобные системы для студентов использовались в Канаде и Новой Зеландии. В Виктории (Британская Колумбия, Канада) в 1938 году прошел первый конгресс Международного совета по образованию по почте.

 После революции 1917 года в России стало развиваться дистанционное образование. Предлагались различные курсы разного уровня. В бывшем Советском Союзе была разработана специальная «консультативная» модель дистанционного обучения. Название таких курсов означало «обучение без визуального контакта» (дистанционное обучение). К 60- м годам 20- го века в СССР было 11 университетов и множество заочных факультетов в традиционных российских вузах . После Второй мировой войны этому примеру последовали и другие страны Центральной и Восточной Европы.

 Основание Британского открытого университета повлияло на систему дистанционного образования в 1969 году: дистанционное обучение стало появляться в ряде стран, главным образом в Европе и Азии.

 В Китае вместо закрытых традиционных высших учебных заведений во время Культурной революции 1979 г. была создана национальная сеть университетов радио и телевидения. Обучение было организовано с использованием спутникового вещания и телевидения университетов провинции.

 Дистанционное образование обеспечивает полный спектр навыков от начального до высшего и предназначено для людей всех возрастов, от детей до пожилых людей. Круг предметов необычайно широк: от стенографии и горного дела до общеобразовательных. Не менее разные и используемые методы; они включают переписку, использование печати, радио и телевидения, семинары и открытые экзамены и т. д. Система дистанционного обучения организована как в развитых, так и в развивающихся странах, как в больших, так и в малых странах. Проблемы, социальные и исторические потрясения, вызвавшие появление этих систем, различны: географически рассредоточенное или перемещенное население, войны и революции, индустриализация и так далее.

 В новом тысячелетии, по мере того как мы движемся к информационному обществу человечества, дистанционное образование будет играть все более важную роль, демонстрируя свою гибкость и разнообразие форм.

 В современном мире, где Интернет растет очень быстро, «держать дистанцию» легко, и сегодня в глобальной сети демонстрируются практически все образовательные услуги, начиная от краткосрочных курсов обучения и заканчивая полноценными программами высшего образования.

 Дистанционное обучение не новость в российских вузах. Считается, что дистанционное образование должно не только помочь традиционному образованию, но и существенно изменить его представление. По мнению западных социологов, стандарт модели образования, по которому человек однажды получив квалификацию, использует знания в течение своей жизни, уже можно считать устаревшим. Сегодня актуально понятие непрерывного образования, и одного диплома о высшем образовании недостаточно для работы по какой-либо специальности.

Вы можете удивиться: обучение на протяжении всей жизни, совмещая его с работой? Вот почему необходимы современные технологии дистанционного обучения. Преимущества такого подхода к обучению очевидны. Во-первых, это практически неограниченные возможности. Например, если в рамках традиционного учебного процесса профессор может прочитать лекцию нескольким сотням студентов, то записанный на видео и транслируемый через Интернет учебный курс может быть без проблем прослушан любым количеством людей. Это значит, что студенты могут выбирать самых интересных и компетентных преподавателей.

В России развитие дистанционного образования происходит в условиях кардинальных изменений на мировом рынке образовательных услуг. Главный вектор этих изменений - глобализация.

 Дистанционное обучение, недавно принятое в качестве дополнительного компонента, приобретает все более самостоятельную, хорошо выстроенную систему обучения, затрагивающую практически все страны.

 Еще один аспект глобализации - укрепление и развитие сообществ открытого обучения, в которые входят как известные университеты, так и молодежные образовательные учреждения. В отличие от традиционного обучения дистанционное обучение - это очень гибкие технологии.

 Но все ли в порядке в системе дистанционного образования? В целом, большинство проблем дистанционного обучения в нашей стране очевидны. В России интернет-инфраструктура развита еще достаточно слабо, а ее модернизация в расчете на каждого жителя обходится очень дорого: в среднем в 5-6 раз дороже, чем в Западной Европе. В то же время у большинства людей низкие доходы и низкая компьютерная грамотность, что также является важной проблемой для программ массового дистанционного обучения. Также возникают психологические трудности, мешающие развитию этого вида тренировок.

У дистанционного обучения есть некоторые специфические проблемы. И сегодня они одни из самых сложных. В процессе дистанционного обучения необходимо учитывать пол, возраст, психодинамические и интеллектуальные особенности восприятия учебного материала.

На пути к дистанционному обучению выступают консервативные и отечественные академические круги. К сожалению, до сих пор электронное обучение не полностью вписывается в традиционный взгляд на образование; он встречает сопротивление со стороны некоторых академических сообществ. Многих не устраивает внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс.

 А вот студенты охотно подключаются к дистанционному обучению, хотя главная сложность как в нашей стране, так и за рубежом - это проблема мотивации. И это одна из причин, по которой нельзя говорить о замене классического образования дистанционными технологиями. Дистанционное обучение - действенный инструмент, но, конечно, не альтернатива классическому образованию.

Студентов привлекают инновационные методы, которые помогают учиться и делать специалиста более востребованным на профессиональном рынке труда, позволяя осваивать компьютерные программы и навыки самопрезентации (teleesse), формировать умение пользоваться компьютерными базами данных, электронными библиотеками. , совмещать работу и учебу, самостоятельно оплачивать обучение и т. д.

 Внедрение в образование новых передовых информационных технологий изменит процесс обучения.

 Рассмотрим самые эффективные и популярные технологии дистанционного обучения. В 2003 году Инициативная группа по дистанционному обучению приступила к разработке стандарта интерактивного дистанционного обучения SCORM, который предполагает широкое использование Интернет-технологий. Введение стандартов ведет либо к углублению требований к электронному обучению, либо к программному обеспечению. На сегодняшний день существует отечественная разработка программного обеспечения, которое широко используется как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.

Дистанционное обучение играет все более важную роль в модернизации образования. В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 06.05.2005 № 137 «Об использовании технологий дистанционного обучения», в результате управление обучением с помощью DLT (дистанционных технологий обучения) может осуществляться в очной форме. лицом или удаленно. Госдума РФ рассматривает проект поправки к закону об образовании, связанной с дистанционным обучением.

 Одна из таких технологий - открытое дистанционное образование. В основу данной технологии положена самостоятельная интерактивная работа учащихся со специально разработанными творческими учебными материалами. Ключевую роль играет тьютор (педагог-консультант), прикрепленный к группе учеников. Адъювантные компоненты и методы направлены на повышение эффективности тренировок. Эта технология является частью системы качества образования.

 Базовая технология дистанционного обучения построена на использовании Интернет-технологий. В рамках дистанционного обучения были использованы все средства обучения, предлагаемые пользователями Интернета. Спутниковое телевидение используется реже. Но одна из тополевых технологий - это кейс-дистанционное обучение. Кейс-метод может использоваться как заочный.

 Новые электронные технологии, такие как интерактивные компакт-диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный гипертекст и другие, доступные через Интернет с помощью Mosaic и интерфейса WWW, могут обеспечить не только активное вовлечение студентов в процесс обучения, но также позволяют контролировать процесс обучения.

 Интеграция звука, движения, изображения и текста создает новую необычайно богатую по своим возможностям среду обучения, что повысит степень вовлеченности студентов в процесс обучения. Интерактивные функции и системы доставки, используемые в программах дистанционного обучения, позволяют устанавливать и даже стимулировать обратную связь, обеспечивая диалог и постоянную поддержку, что невозможно в самых традиционных системах образования.

 Популярной технологией является отправка студентов в учебный контент (электронные и бумажные книги, видеолекционные курсы, видеосеминары и др.) Через систему «Телепорт вуза - спутник - спутник студента - телевизор». Эта технология интерактивна: в режиме реального времени студенты проверяют знания, консультируются с учителями и т. Д.

 Основными составляющими технологий дистанционного обучения, от которых зависит эффективность обучения, являются:

 1. Структура дистанционного курса. Выбор учебного материала для разных систем доставки знаний, его организация и структурирование определяются дидактическим курсом.

 2. Средства доставки учебных курсов. В настоящее время существует множество различных средств доставки учебных материалов: электронная почта, телефон, факс, Интернет, группа новостей, доска объявлений, спутниковые образовательные системы, интерактивное телевидение, радио, компакт-диски и аудио-видео.

 3. Средства и методы взаимодействия учителя и учеников. Технологии дистанционного обучения предполагают много обратной связи (почта, телефон, факс, электронная почта, интерактивное телевидение, телеконференции, средства переговоров в реальном времени (IRC) и мгновенное общение) и способы общения (синхронные и асинхронные) учителя и учеников. .

 4. Методы оценки знаний студентов. Для проверки уровня обучения используется либо оперативный (интегрированный в учебный материал и контролируемый преподавателем), либо отсроченный контроль знаний (контрольный тест, курсовая работа, эссе, письменные экзамены, дипломная работа).

 5. Уровень подготовки учителей. Учителя, вовлеченные в образовательный процесс, использующие различные технологии дистанционного обучения (учителя - технологии или репетиторы), работают дистанционно или контактируют с учениками.

 Для построения системы дистанционного обучения необходимо построить процесс электронного обучения, который обеспечил бы необходимость организации и услуг обучения. Современная система дистанционного образования обеспечивает: централизованное автоматизированное обучение менеджменту; быстрое и эффективное размещение учебных материалов среди учащихся; платформа для решения ключевых задач в рамках планирования, проведения и управления всей учебной деятельностью внутри организации; поддержка современных стандартов в области технологий дистанционного обучения; персонализация учебного контента и возможность многократного использования; широкий спектр организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса.

 Рассмотрим также основные компоненты, подходы, методики, которые используются в дистанционном обучении.

 Для повышения эффективности обучения дистанционным технологиям обучения используется комплекс приемов и подходов к обучению: использование наиболее активных приемов обучения, позволяющих использовать экономное время студента, таких как групповые дискуссии, деловые игры, тренинги, «мозговой штурм» , работа с интерактивными учебными материалами и др .; воспитательный подход - содействие в проявлении уникальных способностей ученика; и системное использование особенностей взрослых; развитие творческих способностей студентов; развивающий подход - научить не только знать, но и думать и использовать знания, повысить интеллектуальный уровень студентов; разнообразие презентаций курсов и применение методов адаптации содержания к конкретным обстоятельствам.

 Наиболее эффективным является маркетинговый подход, который заключается в максимальном удобстве и понятности обучения студентов, систематичности, оптимизации затрат и времени студентов, стандартизации технологий обучения, системе уровня качества, модульных программах обучения, выборе студентами курсов, сочетание индивидуального обучения с экономией на масштабе за счет использования сетевых методов обслуживания, помощь в приобретении студентом не только знаний и навыков, но и многого другого, что необходимо для успеха менеджера.

 Как известно, методы заочного и очного обучения включают в себя: самостоятельную работу с учебными материалами, письменные работы - самостоятельное активное обучение, включающее рабочую ситуацию, постоянный контроль и корректировку обучения, учебные пособия (семинары) - активное групповое обучение, обратная связь, корректировка обучения и мотивации студентов, обмен опытом и установление деловых связей, воскресные школы - активное групповое и межгрупповое обучение в режиме «погружения»; коррекция знаний, мотивация студентов, группы самопомощи, письменный экзамен.

 В Российском университете кооперации дистанционное обучение проходит апробацию и используется как часть традиционного обучения. У нас много вопросов, но мы стараемся на них ответить и решить. Это очень важный и интересный процесс.

 Таким образом, дистанционное образование - это: широкая география: возможность получить качественное образование в каждом регионе любой страны мира; оперативность: быстрое обновление учебных материалов дает возможность использовать самую актуальную информацию, которая появляется на рынке; преемственность, индивидуальный подход к каждому ученику: можно разработать индивидуальную программу.

 В настоящее время перспективным является взаимодействие со студентами через информационные и коммуникационные сети. Дистанционное обучение позволяет сократить расходы на обучение, обучить больше людей, повысить качество образования за счет использования современных технологий, создать единую образовательную среду.

 Рекомендации:

 Табор, Шэрон В., 2007. Сужение дистанции: реализация гибридной модели обучения .IAP. http://en.wikipedia.org/wiki/Distance_education - cite_ref-2 # cite_ref-2 Воан, доктор Норман Д., 2010. Смешанное обучение . Введение в дистанционное образование: понимание преподавания и обучения в новую эру . Тейлор и Фрэнсис   http://books.google.com/books?id=AI5as0yooGoC . Проверено 23 января 2011 года.

Holmberg, B? Rje, 2005. Эволюция, принципы и практика дистанционного образования . Библиотечно-информационная система Ольденбургского университета. http://books.google.com/books?id=YTtdNQAACAAJ .

Мур, Майкл Дж .; Грег Кирсли, 2005. Дистанционное образование: системный взгляд (2-е изд.). Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Левинсон, Дэвид Л., 2005. Общественные колледжи: справочник . ABC-CLIO. http://books.google.com/books?id=xrnPJcb7c54C .

Бирн, TC , 1989. Университет Атабаски Эволюция дистанционного образования . Калгари, Альберта: Университет Калгари Press.

Дэниел, сэр Джон С., 1998. Мега-университеты и средства массовой информации: технологические стратегии для высшего образования . http://books.google.com/books?id=Sy3nDKphDAkC .

Золото, Ларри; Мейтленд, Кристина. 1999. Phipps, Ronald A .; Меризотис, Джейми П. ред. Какая разница? Обзор современных исследований эффективности дистанционного обучения в высшей школе . Вашингтон, округ Колумбия: Институт политики высшего образования. http://books.google.com/books?ei=ldA7TcruEZG38gODpYykCA .

Аллен, я Элейн; Моряк, Джефф, 2006. (PDF). Как добиться успеха: онлайн-образование в США . http://sloanconsortium.org/sites/default/files/Making_the_Grade.pdf .

Уолтон Рэдфорд, MPR Associates, Александрия, 2011. Дистанционное обучение: зачисление студентов на курсы дистанционного обучения и программы получения степени ( PDF ). Национальный центр статистики образования. http://nces.ed.gov/pubs2012/2012154.pdf .

Левер-Даффи, Джуди; Макдональд, Жан Б., 2007. Обучение и обучение с помощью технологий . Ана А. Церешко, Эл П. Мизель (3-е изд.). Аллин и Бэкон.

Дики, Мишель, Д., 2005. Трехмерные виртуальные миры и дистанционное обучение ( PDF ). Британский журнал образовательных технологий    http://mchel.com/Papers/BJET_36_3_2005.pdf .

Облингер, Диана Г., 2000. Природа и цель дистанционного образования . Мичиган: Виртуальный университет Мичигана. http://technologysource.org/article/nature_and_purpose_of_distance_education/ .

Стивенс, Д., 2007. Проблемы качества дистанционного обучения . http://www.aacsb.edu/publications/whitepapers/quality-issues-distance-learning.pdf

Ахаян А.А., 2001. Виртуальное педагогическое заведение. Теория развития. Санкт-Петербург.