Почему скрипач нам не нужен?
https://dknews.kz/inner-news.php?id_cat=73&&id=176837&fbclid=IwAR0wDcM_2O_NqX-te8mxUgFEh6YaL7VqwRmdpqYae-niDZ5ePijP8OY-RiY
На днях в центре Алматы произошли два небольших, но знаковых события.
Кадр из фильма «Кин-дза-дза!», 1986 год, режиссёр Георгий Данелия
Некий бизнесмен от медицины залил керосином корни крепкого раскидистого дерева. Дерево мешало его бизнес-плану, и предприниматель решил его сначала убить, а потом уже обратиться в акимат с просьбой о выкорчёвке. Варвара наказали, причём жестокость наказания просто шокирует - его оштрафовали на 30 МРП (для большой коммерческой клиники 30 МРП – гигантская сумма, не так ли?!), обязали посадить 30 саженцев (не сомневаюсь - посадит где-нибудь на выселках) и - внимание! – «провели профилактическую беседу». Последняя часть наказания, согласитесь, просто изуверская.
Может ли такое произойти, скажем, в Турции? Нет, не может. В 2013 году власти Стамбула хотели ликвидировать парк Гези, расположенный в центре города, в районе Таксим. Там хотели построить торговый центр. После получения от мэрии разрешения в парке появились бульдозеры. Но раньше там появились неравнодушные граждане. Они возвели в парке палаточный городок и установили дежурство. Полиция начала разгон протестующих. На следующий день десятки тысяч человек вышли на улицы Стамбула, выступая уже не против вырубки деревьев, а против разгона пикетчиков. Вслед за Стамбулом митинги начались в Анкаре, Измире, Хатае, Мармарисе, Адане, Месине, Тунджели, Батмане…
Одним словом, в Турции деревья уничтожать нельзя. У нас – наоборот, можно. Нужно только выплатить штраф, провести «компенсационные высадки» и (о ужас!) подвергнуться «профилактической беседе».
Спустя день-другой в километре от отравленного дерева рабочие ломами и кувалдами начали крушить мозаику на сносимом ресторане. И всё бы ничего, но автор мозаики – живой классик советской и казахстанской монументальной живописи Владимир Твердохлебов. Художник подошел к рабочим, попросил не ломать свое творение, а аккуратно разобрать. «Если им мозаика была не нужна, то ведь можно было это панно перенести куда-нибудь в город, в парк. Очень печально - она могла прожить еще долгую жизнь, была в таком хорошем состоянии», - горевал художник.
Теперь я перехожу к главному. О гибнущей мозаике, естественно, загудели социальные сети. И выступил там достаточно известный художник (фамилию не буду называть, вдруг человек всё ляпнул не подумав или ради хайпа). Он сказал, что нечего жалеть эту мозаику, ведь никакой эстетической ценности она не представляет. И вот что ему ответила пользовательница Алматы Ольга Батурина.
«Я как раз очень люблю ваше творчество и уважаю вас как личность. Но как же вы не видите, что здесь проблема глубже? Это же высокомерное и пренебрежительное отношение вообще к культуре! А если шире - то к любым профессионалам! Мы живем в мире обывательского прагматизма, в котором искусство в принципе излишество. И живопись, и музыка, и литература не нужны. Мы же физически без них не умираем? А ещё эта ситуация с уничтожением мозаики - отношение нашего истеблишмента к профессионалам. Тот, кто имеет деньги, может запросто обесценить мнение профессионалов. И тогда строят дома на глиняных склонах, вырубают или обливают керосином деревья в наших городах. И профессионалов превращают в обслуживающий персонал. А потом мы ищем их, наших профессионалов, а их уже нет. Ни в одной сфере. Потому что «скрипач не нужен».
А я подумал вот что: ведь не только в Казахстане происходит подобное варварство, оно процветает во всем мире. В Караганде уничтожен Ботанический сад им. Г. Потапова (некогда – гордость города), а в Новом Орлеане (США) хотят снести больницу Туро, потому что Джудо Туро был рабовладельцем. В Алматы на месте сакского кургана строят очередной ЖК, а в Москве возле Речного вокзала застройщик уже порубил и перелопатил легендарную Березовую аллею. В Шымкенте снесли южное крыло уникальной мечети «Джами» («Кошкар Ата»), а в Латвии строят автостоянку на территории Елгавского дворца. В селе Башмачное Павлодарской области строители разграбили захоронение андроновской культуры, а в Санкт-Петербурге скандальный «Охта-центр» высотой в 500 метров исковеркал историческую панораму города…
Всё это звенья одной цепи…
Один из выдающихся мыслителей ХХ века, испанец Хосе Ортега-и-Гассет полагал, что современный варвар появился вместе с идеологией потребления: «Общество, в котором смыслом и целью жизни миллионов становится потребление и развлечения, и при этом увеличиваются техническая сложность и многообразие средств и предметов потребления, начинает утрачивать способность к саморефлексии, сопереживанию, самопожертвованию, риску, благородным поступкам. Иными словами, оно теряет те качества, развитие которых на протяжении тысячелетий помогало человечеству как виду выделиться из царства природы и создать свою цивилизацию».
Современный варвар искренне «верит, что существует только он, и привыкает ни с кем не считаться, а главное - никого не считать лучше себя. Он желает получить все материальные блага цивилизации здесь и сейчас. Но при этом он как «истинный варвар» не приемлет основы цивилизации, враждебен к носителям её ценностей и культурных кодов. Он отрицает фундамент цивилизации, ибо для «массового человека» главное – это намерение навязать всем свою волю, право на произвол».
Что же делать с лавиной современного варварства? Есть ли способы борьбы с ним?
Есть. Но об этом – в следующем материале через неделю.
Андрей Зубов
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через