Почему пандемия COVID-19 повлияла больше на женщин, чем на мужчин

Почему пандемия COVID-19 повлияла больше на женщин, чем на мужчин
фото: medvestnik.ru

Пандемия COVID-19 по-разному повлияла на женщин и мужчин и усилила проблемы гендерного неравенства. Например, она оказала негативное влияние на здоровье женщин, их трудоустройство и занятость, образование, реализацию экономических прав и возможностей, женское лидерство и участие в принятии решений, насилие в отношении женщин. Обо всем этом говорят результаты исследования, проведенного экспертно-аналитическим ресурсом ООН «Женщины мира- 2020». Данные из этого документа проанализировала доктор экономических наук Гульнар Дугалова, передает портал Качественный Казахстан

Как отмечает спикер, волна коронавируса отрицательно сказалась на рынке труда в целом, но под особым ударом оказались женщины - их больше коснулись сокращения и снижение заработных плат.

«Пандемия усугубила гендерное неравенство на рынке труда, а также неравномерное распределение неоплачиваемой работы по дому и по уходу за членами семьи среди женщин и мужчин. В 2020 году в мировом масштабе удельный вес работающих среди мужчин был значительно выше (74%), чем работающих женщин (47%). Следовательно, глобальный гендерный разрыв в участии в рабочей силе составлял 27 процентных пунктов. Женщины в большей степени, чем мужчины, были заняты в наиболее пострадавших от пандемии сферах экономики. В частности, в общественном питании, гостиничном бизнесе, розничной торговле и индустрии развлечений. По данным Структуры «ООН-женщины», 40% всех трудоустроенных женщин в мире работали в этих секторах, в то время как процент трудоустроенных в них мужчин составлял 36,6%», – приводит статданные Гульнар Дугалова.   

Она также отметила, что пандемия неоднозначно отразилась на компаниях, руководимых мужчинами и женщинами. Особенно это проявилось в малом и среднем бизнесе. 

По данным опроса, приведенным в докладе Международного торгового центра «Обзор конкурентоспособности МСП-2020. Большой карантин и его влияние на малый бизнес», 64% фирм, возглавляемых женщинами, отметили, что их бизнес сильно пострадал от кризиса пандемии, по сравнению с 52% компаний, руководимых мужчинами. 

Так, женщины-предприниматели в секторе микро-, малых и средних предприятий России пострадали от потери денежных потоков и спроса во время «локдауна» сильнее, чем мужчины (на 20% больше были подвержены влиянию пандемии и потерпели большие убытки).

«Данные Структуры «ООН-женщины» свидетельствуют о том, что к 2021 году 435 млн женщин и девочек оказались в крайней бедности и были вынуждены жить менее чем на 1,9 долл. США в день, из них 47 млн – в результате COVID-19. Закрытие предприятий и карантинные меры лишили многих женщин возможности зарабатывать, в том числе 740 млн женщин, занятых в неформальной экономике. По оценке McKinsey, представленной в исследовании «COVID-19 и гендерное равенство: противодействие регрессивным тенденциям», рабочие места женщин в 1,8 раза были более уязвимы к кризису COVID-19, чем рабочие места мужчин (вероятность потери работы для женщин составила 5,7% против 3,1% для мужчин). Женщины формируют 39% глобальной занятости, но на них приходится 54% общей потери рабочих мест», – отметила доктор экономических наук.  

Она дополнила, что, как известно, в системе здравоохранения 70% занятых работников – это женщины. Однако всего 25% министров здравоохранения в мире являются женщинами. В медицинских организациях они также занимают 25% руководящих постов высокого уровня. 

При этом, по данным Структуры «ООН-женщины», разрыв в оплате труда мужчин и женщин в секторе здравоохранения, составляющий 28%, превышает глобальный общий разрыв в оплате труда мужчин и женщин (16%). В то же время 72% руководителей медицинских организаций глобального уровня – мужчины. 

Разрыв в оплате труда между мужчинами и женщинами усиливает неравенство: женщины не только быстрее теряют работу, но они и получают за нее меньшую заработную плату. 

Так, в США женщины зарабатывают только 85% от уровня заработной платы мужчин. В Австралии этот показатель составляет 86%, в Индии – 75%. По оценкам аналитиков, деятельность женщин в медицине и здравоохранении приносит мировой экономике 5% ВВП в год, однако половина этой величины занимает неоплачиваемый труд. 

«Эксперты Красного Креста также утверждают, что женщины испытали на себе основную тяжесть социальных и экономических последствий пандемии COVID-19. В отчете, опубликованном Международной федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (IFRC), отмечается, что во время пандемии коронавируса женщины особенно пострадали от потери дохода, роста насилия в семье, детских браков и торговли людьми, а также ответственности за уход за детьми и больными родственниками. На основе анализа воздействия пандемии Красный Крест предупредил, что социальное и экономическое бремя COVID-19 непропорционально легло на женщин во всем мире. Из 38 стран-участниц исследования в 31 государстве (82%) показали, что женщины страдают непропорционально сильно. Городская беднота, мигранты и беженцы были определены как группы особого риска», – сообщила аналитик.  

Ею также отмечено, что в глобальном масштабе абсолютные потери рабочих мест были выше среди мужчин из-за их более широкого участия на рынке труда в целом, но относительные потери рабочих мест выше среди женщин. 

Наряду с молодежью и мигрантами женщины в основном представлены на временной работе и доминируют в секторах, критически затронутых пандемией, таких как розничная торговля, работа по дому и туризм. В отчете выделяется несколько стран, серьезно пострадавших от удара по туризму, включая Испанию, Филиппины и Ямайку.

Под руководством женщин-лидеров правительства в Дании, Эфиопии, Финляндии, Германии, Исландии, Новой Зеландии и Словакии оперативно развернули действия по реагированию на кризис пандемии. Данные действия не ограничились мерами строгого карантина, социального дистанцирования и массового тестирования. Они включали также информирование населения о положении дел, проявление эмпатии и заботы о людях. В результате в этих странах был зафиксирован более низкий уровень смертности от COVID-19. Таким образом, избранные ими стратегии противодействия распространению вируса доказали свою результативность.

«Как уже было отмечено, в условиях пандемии в мире усилились проявления гендерного неравенства, а финансовый кризис больше всего отразился на женщинах. Согласно докладу Всемирного экономического форума, для достижения глобального гендерного паритета потребуется не менее 136 лет. Ранее эксперты прогнозировали, что для этого будет достаточно 100 лет. Во многих странах прогресс застопорился из-за карантинных мер и замедления экономического роста на фоне пандемии. Результаты исследования, проведенного Институтом по измерению показателей здоровья и оценке состояния здоровья Вашингтонского университета, свидетельствуют, что COVID-19 еще сильнее увеличил разницу между женщинами и мужчинами. Эксперты определили, что негативное влияние пандемии в социальном и экономическом аспектах в большей степени сказалось на женщинах. Наибольший разрыв показателей наблюдался по вопросам, связанным с неоплачиваемым трудом или безработицей. В мире из-за пандемии в сентябре 2021 года без работы остались 20% мужчин и 26% женщин», – подытожила Гульнар Дугалова.