фото: https://pixabay.com/ru/images/search/%d0%ba%d0%be%d1%80%d1%80%d1%83%d0%bf%d1%86%d0%b8%d1%8f/
Немного о коррупции и системе менеджмента противодействия коррупции
Коррупция является одной из самых сложных и разрушительных проблем в современной системе взаимоотношений как экономических, так и политических и социальных. Исторически эта проблема возникла еще в глубокой древности. Корни коррупции, вероятно, берут начало от обычаев дарить подарки, чтобы наладить отношения или завоевать благосклонность. С усложнением системы государственных взаимоотношений и усилением центральной государственной власти появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным окладом. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного незаконного увеличения своих доходов.
Первое упоминание о борьбе с коррупцией было связано с шумерским царем города-государства Лагаша – Уруинимгина. Он правил во второй половине XXIV века до н. э. При этом правителе проводились публичные показательные и часто жестокие наказания за коррупционные преступления. Однако, несмотря на принимаемые меры, борьба с существующей коррупцией не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае предотвращались наиболее опасные преступления, а коррупция на уровне мелкого воровства и взяточничества, которая была широко распространена, зачастую оставалась безнаказанной. Первый трактат с осуждением коррупции — «Артха-шастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».
С аналогичными проблемами в части коррупции сталкивались и фараоны Древнего Египта. В государстве разросся огромный бюрократический аппарат чиновников, которые воспользовавшись ситуацией нередко позволяли себе творить беззаконие и произвол в отношении свободных крестьян, ремесленников и даже военной знати. Сохранилось поучение некоего Итахотела, который рекомендует: «Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, твое жалованье будет в исправности, ибо плохо тому, кто противится перед начальником, но легко жить, когда он благоволит».
Начиная с конца XVIII века на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, определяющим, что государственная власть существует для блага людей, ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX—XX веков уменьшился по сравнению с остальным миром.
Новым этапом в эволюции коррупции в развитых странах стал рубеж XIX и XX вв. С одной стороны, началось очередное усиление государственного регулирования и, соответственно, власти чиновников. С другой — рождался крупный частный бизнес, который в конкурентной борьбе стал прибегать к «скупке государства» — уже не к эпизодическому подкупу отдельных мелких государственных служащих, а к прямому подчинению деятельности политиков и высших чиновников делу защиты интересов капитала. По мере роста значения политических партий в развитых странах (особенно в странах Западной Европы после Второй мировой войны) получила развитие партийная коррупция, когда за лоббирование своих интересов крупные фирмы и транснациональные корпорации платили не лично политикам, а в партийную кассу.
Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. В своём выпуске от 31 декабря 1995 г. газета Financial Times объявила 1995 год «годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией (9 декабря).
Проблема коррупции в органах власти и государственных структурах актуальна для многих государств. На сегодняшний день разработано несколько действенных механизмов контроля и противодействия превышению служебных полномочий с целью получения выгоды, подкупу должностных лиц и другим действиям, противоречащим законодательству и моральным устоям, однако применение методов борьбы с коррупцией на практике не всегда приносит должный результат. В настоящее время существует множество стран с довольно низким уровнем коррупции. Наиболее коррумпированные государства и страны, где коррупции в государственном секторе фактически нет, представлены в рейтинге индекса восприятия коррупции. Оценкой уровня коррумпированности государств, составлением и публикацией соответствующего материала занимается неправительственная организация Transparency International. Она базируется в Берлине.
Правительства продвинулись вперед в борьбе с коррупцией посредством международных соглашений, таких как Конвенция Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, а также посредством своих национальных законов. В большинстве юрисдикций для физических лиц взяточничество является нарушением, нарастает тенденция возложения ответственности на организации, а также физические лица за взяточничество.
Однако законов самих по себе недостаточно для того, чтобы решить эту проблему. Организации несут ответственность за свой вклад в борьбу со взяточничеством. Это может быть достигнуто при помощи системы менеджмента противодействия коррупции, а также посредством принятия обязательств на уровне руководства по установлению культуры целостности, прозрачности, открытости и соответствия.
Характер культуры организации является критическим фактором для успеха или неудачи в отношении системы менеджмента противодействия коррупции.
Недостаточно внедрить средства управления только внутри организации. Этичный бизнес должен гарантировать, что партнеры и поставщики также внедрили антикоррупционные мероприятия. При решении вышеописанных задач может помочь стандарт на системы управления антикоррупционными мероприятиями. Это новая тема, которая в настоящий момент обретает практические формы в ИСО. Стандарт ISO 37001 утвержден c учётом международной общепринятой антикоррупционной практики и предназначен для организаций любых типов, размеров, видов деятельности государственного, частного и некоммерческого сектора. Он поможет внедрить рациональные и адекватные антикоррупционные мероприятия.
Стандарт ISO 37001 разработан в формате, аналогичном формату других стандартов на системы менеджмента (управления) - таких как ISO 9001 и ISO 14001. Международный стандарт устанавливает требования и дает рекомендации по разработке, внедрению, поддержке, анализу и улучшению системы менеджмента противодействия коррупции. Стандарт ISO 37001 применим только к коррупции. Он устанавливает требования и дает рекомендации для системы менеджмента, разработанной в помощь организации для предупреждения, выявления и принятия мер по взяткам и обеспечению соответствия антикоррупционному законодательству и добровольным обязательствам, действующим в отношении деятельности организации.
С появлением стандарта ISO 37001, который объединил в себе лучший международный антикоррупционный опыт, компании смогут применять одинаковые мероприятия по предупреждению и обнаружению взяточничества, независимо от страны, в которой они работают. Международный стандарт не применим к мошенничеству, картельным сговорам и другим нарушениям антимонопольного законодательства и честной конкуренции, отмыванию денег или иной деятельности, связанной с коррупционными действиями (хотя организация может расширить область действия рассматриваемой системы менеджмента, включив туда перечисленные случаи). Если какое-либо требование Международного стандарта в целом или его часть входят в противоречие или запрещены действующим законодательством, в этом случае организация не обязана выполнять соответствующую часть требования или его целиком.
В статье использована информация из следующих источников:
- https://linguanet.ru/ob-universitete/protivodeystvie-korruptsii/istoriya-korruptsii/
- https://magnolia.kz/ksvedeniyu/24165-sistema-menedzhmenta-protivodeystviya-korrupcii.html#:~:text=%D0%A1%20%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%20ISO%2037001,%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B%2C%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%D0%BD%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8E%D1%82.
- http://www.nca.kz/info/articles/media/sistema-menedzhmenta-protivodeystviya-korruptsii/
- https://standartno.by/blog/articles/other-topics/stb-iso-37001-2020-sistemy-menedzhmenta-borby-so-vzyatochnichestvom-trebovaniya-i-rukovodstvo-po-pri/
- http://m.lana-126.mypage.ru/jeto-interesno/drevnyaya_indiya_interesnie_fakti_1_1.html
- https://www.iso.org/ru/iso-37001-anti-bribery-management.html
В.В. Ким, к.т.н., эксперт-аудитор систем менеджмента качества (ISO 9001), систем энергетического менеджмента (ISO 50001)
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через