фото: в свободном доступе
Литература
Казахская литература – это история длиной в нескольких тысячелетий. Первоисточниками казахской литературы являются дастаны “Алып Ер Тонга”, “Шу Батыр”, созданные в XI-III веках до нашей эры. Научными исследованиями доказано, что описанные в них события тесно связаны с древней историей казахского народа. Среди источников древнетюркской литературы известны орхонско-енисейские надписи, труды Юсуфа Баласагуни и Махмуда Кашгари, трактат «Кодекс Куманикус».
В древние времена кочевники Казахстана рассказывали в поэтической форме различные сказания о подвигах мифических героев, о богах и чудовищах. Со временем эти истории сложились в оригинальные эпосы «Коркыт-ата» и «Огуз-наме».
В XV веке сформировался такой жанр, как «толгау» - это стихотворная форма размышлений, в которых заключалась какая-либо мудрость или назидание по какому-либо поводу. Толгау исполнялся автором и певцом, которого называли «жырау». При этом, выполняя таким образом образовательную, воспитательную и просветительскую функции, жырау имели вес в политической жизни страны и могли влиять на общество. Позднее появилась традиция проведения «айтысов». «Айтыс» - это песенно-поэтический поединок между двумя «акынами» (певцами), в которых они затрагивали темы религии, общества, политического уклада и другие острые проблемы.
В XIX веке началось развитие письменной литературы, на которую повлияли русские и европейские писатели. В конце XIX века в Казахстане стали широко известны имена таких авторов, как Ибрай Алтынсарин, Шокан Валиханов и особенно Абай Кунанбаев, который считается классиком казахской литературы. Творчеством Абая (Ибрагима) Кунанбаева (1845-1904) открывается новый этап казахской реалистической литературы. Мощь Абая как большого художника слова с исключительной силой проявилась в стихотворениях «Восьмистишия». Основная линия его творчества – призыв к добру, знаниям, культуре, честному труду, справедливости, любви к народу, родному краю. Тонкий ценитель русской поэзии, Абай перевел около 50 произведений Пушкина, Лермонтова, Крылова. В 2020 году в Казахстане отметили 175-летие со дня рождения великого поэта.
Изображение взято из открытых источников
Культура Казахстана начинает обогащаться переводами всемирно известных произведений, казахские писатели осваивают новые жанры и формы писательства, а также начинается сбор и запись богатого казахского фольклора.
В XX веке стали популярны традиционные социалистические темы. Во время Великой отечественной войны поэты писали патриотические поэмы и стихи, о солдатах и героях фронта. А во второй половине XX века писатели стали создать крупные романы, развивали драматургию, и даже осваивали темы научной фантастики. Таким образом казахская литература XX века влилась в общемировые тенденции и сохраняет этот курс по сей день.
Музыка
Издревле в традиционной казахской культуре значительное место занимала музыка и основные ее носители народные инструменты -кобыз, домбыра, сыбызгы, дауылпаз, коссырнай, шертер, жетыген, керей, асатаяк, конырауи др.
Кобыз – струнный смычковый инструмент необычной формы. Его изготавливают из цельного куска дерева, в котором выдалбливается резонатор в форме полусферы с двумя отсеками. Струны кобыза делают из конского волоса. Вообще для кобызовых кюев (музыкальных пьес) характерна поразительная звукоизобразительность - они могут подражать вою волков, крику лебедей, бегу коней и даже звуку пущенной стрелы.
Самым излюбленным и распространённым музыкальным инструментом казахов была и остается домбра. Домбру было совсем не сложно изготовить в условиях кочевого быта, и история ее возникновения уходит корнями вглубь веков.Этот инструмент и по сей день можно встретить в казахских семьях, родители охотно отдают детей на уроки по домбре.
В прошлом в традиционной музыке широко бытовал инструмент - сыбызгы, изготавливаемый из полого стебелька растения курай. Простая форма и доступность материала способствовали его популярности среди казахских музыкантов. По тембровому колориту сыбызгы издает нечто дрожащее, словно пребывающее в трепете, волнении звучание, напоминающее высокие звуки флейты.
Асатаяк - древнеказахский и древнетюркский ударный музыкальный инструмент. По форме напоминает жезл или трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками. Асатаяк имел открытый и резкий звук. Для усиления звучания инструмента, баксы использовали конырау - колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном.
Сазсырнай - духовой инструмент, изготавливаемый из глины. На территории Казахстана найден при раскопках древнего городища Отрар. Обладает «прозрачным, светлым» тембром. В древности сазсырнай был популярным инструментом среди детей и подростков.
Жетыген - казахский и тюркский древний струнный щипковый музыкальный инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. Классический жетыген имеет семь струн, современный реконструированный —пятнадцать.
Шанкобыз - язычковый народный инструмент. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам. При игре шанкобыз прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения. Обычно делается из металла или дерева.
Дабыл (Даулпаз) - казахский национальный ударный инструмент, представляет собой ободок с ручкой, с двух сторон обтянут кожей, издалека выглядит как сковорода с ручкой. Этот инструмент с очень сильным громким звуком служил в прошлом для подачи военных сигналов, например сигнала атаки.
Особое место в музыкальной культуре казахов занимают народные песни. Все народные исполнители - акыны, жырши, домбристы обладали исключительным ассоциативным чутьем, тонким восприятием мира и уникальной памятью, благодаря чему в музыкальной истории казахов и сохранились многие виды традиционного искусства.
С незапамятных времен повелось, что акынами казахи называли певцов-сказителей, которые с домброй в руках выступали перед публикой или состязались в айтысах - песенно-поэтических «спорах», сопровождавшихся домбристами-кюйши.
В XIX веке происходит интеграция казахской музыки в культуру мира: казахские музыкальные традиции начинают изучаться российскими и европейскими музыковедами, и в то же время казахские музыканты знакомятся с музыкой мира. Происходит взаимообогащение культур, появляются новые имена в истории музыки Казахстана – Абай Кунанбаев, Курмангазы Сагырбайулы, Ыкылас Дукенов и другие.Сегодня казахская народная музыка считается достоянием культуры Казахстана, композиторы и музыканты создают новые произведения с обилием народных мотивов, а также сохраняется история музыкального творчества. Один из лучших способов ближе познакомиться с историей казахской музыки – посетить Музей музыкальных инструментов в Алматы.
Изображение взято из открытых источников
Праздники
Государственные и национальные праздники Республики Казахстан:
- 1, 2 января – государственный праздник Новый год,
- 7 января – праздник Рождества Христова,
- 8 Марта – государственный праздник Международный женский день,
- 21, 22, 23 марта – государственный праздник Наурыз мейрамы,
- 1 мая – государственный праздник День единства народа Казахстана,
- 7 мая – День защитника Отечества,
- 9 мая – государственный праздник День Победы,
- 6 июля – государственный праздник День столицы,
- 30 августа – государственный праздник День Конституции,
- 1 декабря – День первого президента Республики Казахстан,
- 16-17 декабря – Национальный праздник День независимости.
Одним из главных традиционных праздников казахского народа является Наурыз мейрамы. Наурыз официально отмечается в Казахстане три дня подряд - 21, 22 и 23 марта. Праздник Наурыз мейрамы называют Новым годом по древнему восточному календарю. В этот день на улицах городов и сел Казахстана ставятся нарядные юрты, в которых любой желающий может отведать праздничное угощение. Повсеместно проводятся массовые игры. Современный Наурыз сохранил преемственность традиций древности — в условиях возрождения национальной культуры он является важным звеном «связи времен», истории и современности Казахстана. Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-коже, который должен состоять из семи ингредиентов (вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко). 30 сентября 2009 года Наурыз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, с этого времени 21 марта объявлен Международным днем Наурыз.
Изображение взято из открытых источников
Национальная одежда
Казахская национальная одежда – это важный и неотъемлемый атрибут казахской культуры. Основными материалами, из которых шилась казахская одежда, были хлопок, шерсть и войлок. Также будучи кочевниками, казахи часто изготовляли предметы одежды из шкур, кожи и мехов, так как они наилучшим образом подходили для суровых условий степи.
Обувью служили сапоги: летом носили легкие сапоги из тонкой кожи, а зимой надевали высокие сапоги из грубой кожи, которая защищала от холода. Женские модели отличались зеленым или красным цветом, их расшивали шелком и украшали мелкими узорными бляшками.
Мужская одежда. Казахский мужской костюм включал в себя нательную рубаху и штаны, сверху надевался халат (шапан), на голову – шапка (зимой – тымак, а летом – калпак). При этом шапан считался одним из важнейших элементов мужского костюма, показывая статус мужчины. Шапаны могли быть различной толщины и расцветки.
Женская одежда. Женский традиционный костюм включал платье свободного кроя, сверху носили камзол или халат-шапан. В основном женскую одежду шили из ситца, шелка и бархата. Также использовался тонкий войлок. В холодное время женщины надевали шубы из лисьего меха или шкуры ягненка.
Очень активно использовалась в отделке казахских нарядов вышивка, а также украшение бисером, войлоком, бляхами из серебра, различными нашивками.
Головной убор
Саукеле – уникальный и самобытный головной убор, который занимает особое место в традиционной одежде казахов. Саукеле носили казахские невесты, и он являлся самым дорогим и красивым элементом свадебного наряда. Саукеле был конусообразной формы, его украшали жемчужинами, кораллами, бирюзой, самоцветами и мелкими монетами. На верхушке саукеле, высота которого составляла около семидесяти сантиметров, красовался пучок перьев филина. Дополнялся саукеле специальными боковыми подвесками «жактау», они были длинными и могли доходить до пояса и ниже.
После свадьбы костюм замужней женщины дополнялся расшитой искусными золотыми узорами шапкой «касаба». Как только у женщины рождался первенец, она начинала носить белый тюрбан «кимешек».
У мужчин было принято носить войлочную шляпу под названием «калпак», а также шапку-тюбетейку «такию». В холодное время мужчины и женщины надевали меховую шапку «борик» или головной убор из овчины «тымак».
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через