Автор: Наталья ФОМИНА
До 2025 года в нашей области планируют посадить 100 миллионов деревьев на площади 22,5 тысячи гектаров. За многолетнюю историю лесничества региона эта задача является самой масштабной. И хотя выращивание нового леса требует титанических усилий, сотрудники Карагандинского хозяйства по охране лесов и животного мира настроены весьма оптимистично.
- В своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил правительству в течение пяти лет посадить в стране более двух млрд деревьев. В целях исполнения данного поручения был разработан и утвержден комплексный план воспроизводства лесов и лесоразведения Карагандинской области на 2021-2025 годы. Согласно ему в текущем году уже была проведена весенняя посадка 960 тысяч лесных культур в Шахтинске и Темиртау на площади 130 га. Запланирована и осенняя посадка более полутысячи зеленых единиц в Темиртау на площади 208 га, - говорит инженер по воспроизводству лесов Карагандинского хозяйства по охране лесов и животного мира Елубай Рсалдин.
Для выращивания посадочного материала в 40 километрах от Караганды, вблизи поселка Новодолинка Абайского района, имеется постоянный лесной питомник общей площадью 41 га с посевным отделением в 10 гектаров. Это место можно смело назвать отчим домом или колыбелью сотен тысяч елей, сосен, кленов, карагачей и других деревьев, которые сегодня являются частью искусственно выращенного леса нашего региона.
- Многие думают, что посев и посадка деревьев - это одно и то же. На самом же деле - два абсолютно разных процесса. Сначала весной наши работники вручную собирают в лесопосадках семена, чистят их, затем отправляют в Кокшетау, в семенную инспекцию. Там определяют всхожесть, классность - первый, второй, третий. После этого семена возвращаются, и мы начинаем сеять их в нашем лесопитомнике, поливать, ухаживать, - объясняет Е. Рсалдин. - Полив в питомнике, кстати, производим итальянской дождевальной поливной системой. В лесах же влага образуется за счет дождей и снега.
Он отмечает, что для каждой единицы лесной породы есть специальные стандарты, утвержденные правила: какие-то живут в питомнике два-три года, а некоторые - по пять-шесть лет. После этого их выкапывают и уже высаживают на тот участок, который намечен проектом.
Написав слово «живут», я не ошиблась. Именно так. Ведь отношение и уход за молодыми и пока еще не окрепшими деревцами - словно за младенцами. Вот помощник лесничего Наталья Грибоедова не без умиления показывает нам молодую березу, которая только-только взошла и пока еще заботливо прикрыта сухим камышом.
- За долгие годы березу выращиваем в первый раз, - признается Наталья. - После посадки она не прикрывается землей, просто рассеивается и немного присыпается опилками. Камышом накрыли ее для полива, чтобы семена остались на месте и их не вымыло. Кроме того, он задерживает влагу, что благоприятно сказывается на будущих деревцах.
Всходит береза, к слову, довольно-таки быстро. Дней через пять после посева. Но из питомника ее выпустят только по достижении трехлетнего возраста. А вот практически чемпионом по скорости роста можно назвать тополь - всего лишь за одно лето он может подняться на два-три метра. Кстати, в питомнике выращивают тот, что не имеет пуха, который многим докучает в летнюю пору.
Дольше всех, по словам Натальи, растут хвойные деревья. Одними из обитателей лесопитомника являются ели, которые в высоту не достигли еще и полуметра.
- Это голубая и тянь-шаньская ели. К нам их привезли всхожими семенами, размером с пальчик. У нас живут уже четыре года, и еще надо лет пять. Они уйдут на озеленение. Ель в нашем климате чувствует себя в принципе комфортно. Единственное, она горит от прямых солнечных лучей, - продолжает помощник лесничего.
Своими силами выращивают в питомнике и сосну. Сначала сотрудники лесхоза собирают шишки, закладывают их в специальную «шишкосушилку», при определенной температуре они начинают раскрываться, и из них вылетают семена.
- Мы их собираем, потом они закладываются на зиму в «снежники», чтобы первое время к ним не попадало тепло. Затем замачиваем семена в воде, обрабатываем в марганцовке. После этого просушиваем до веяния и сеем. До трех лет сосна находится в «посевном отделении», как бы в «яслях», - улыбается Наталья. - Потом мы пересаживаем ее в «школьное отделение», где каждая растет отдельно. А из «школы» они «выпускаются» уже саженцами и уезжают на постоянное местожительство.
Вяз, он же карагач, сеют вручную на больших площадях в десятки гектаров. Одни сотрудники питомника опускают в борозды семена из мешка, другие идут за ними с тяпками и граблями и закапывают их. Наталья Грибоедова отмечает, что здесь нужна особая сноровка, ведь важно именно посадить семена, а не похоронить их.
- Многие сотрудники уже не первый год с нами, - говорит лесничий Бауыржан Баязитов. - В основном стараемся трудоустраивать местных жителей. Кроме того, привлекаем осужденных, отбывающих свое наказание в колониях-поселениях нашей области. Работают они хорошо, на совесть.
Руководство хозяйства по охране лесов и животного мира, лесничие, их помощники трудятся там десятки лет, а многие и целыми семьями. Как, например, и наша новая знакомая Наталья, которая дарит жизнь деревьям уже более двадцати лет. Она пошла по стопам отца, который тоже был лесничим. Супруг Натальи, Александр Грибоедов, тоже работает в питомнике, а сейчас и их восьмилетняя дочь проявляет неподдельный интерес к лесному хозяйству.
- Если и она, когда вырастет, придет работать сюда, то получится целая династия лесничих, - говорит Н. Грибоедова.
На вопрос, от чего и от кого все же охраняют и защищают наш лес, сотрудники хозяйства как один отвечают: от человека. Именно он - самый страшный враг природе.
- В новогоднюю пору страдают ели и сосны - их пытаются вырубить для праздника. В это время наши территории охраняются в усиленном режиме, - говорит Б. Баязитов. - А весной и осенью увеличивается количество пожаров в лесополосах, возникающих в результате умышленных поджогов.
Справедливости ради он отмечает, что на сегодняшний день ситуация не так страшна, как годами ранее. Порядка все больше, правонарушений все меньше. Тем не менее в прошлом году выявлено 99 административных нарушений, заведено одно уголовное дело.
- Уголовное дело заводят, если сумма ущерба, нанесенного природе, составляет более 100 МРП. В основном это вырубка леса. Чтобы вы понимали, ущерб от сруба одной ели составляет примерно 15 МРП, - объясняет Елубай Рсалдин.
Работа лесхоза простому обывателю не видна. Немногие задумываются, каких ежедневных трудов стоит сохранение и приумножение зеленого пояса вокруг нашего региона.
Фото Александра МАРЧЕНКО
Источник: http://inkaraganda.kz.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через