Каждый народ имеет ту культуру, которую ему финансируют

Каждый народ имеет ту культуру, которую ему финансируют

Каждый народ имеет ту культуру, которую ему финансируют

Андрей ЗУБОВ

https://dknews.kz/inner-news.php

Все знают, что Алматы находится не в Бразилии. И не в Сибири. То есть, не является южная столица Казахстана городом, построенным в лесу. Всё наше пока еще существующее «зеленое изобилие» – труд многих поколений, тысяч заботливых рук.


Павел Кошаров. «Площадь в укреплении Верном», 1857

Да, дорогие друзья, еще 170 лет назад никаких садов-аллей на этом месте не было. Это доказывает «Заилийский альбом» художника Павла Кошарова, созданный им в 1857 году. Деревья сюда завозились со всех сторон света – из Ташкента, Подмосковья, Казани, Омска... Ученые-лесоводы (прежде всего, Эдуард Баум) как бы решили доказать, что в предгорье Заилийского Алатау будет расти всё! И действительно, всё прижилось, всё дало свои плоды, и город Верный стал поистине городом-садом. 

Во времена СССР Алма-Ата считалась самым «зеленым городом» страны. Правда, это звание еще оспаривал и Киев, но безуспешно. Главным защитником озеленения был Динмухамед Кунаев. Самый образованный из всех членов Политбюро, он, как никто другой, понимал важность «зеленой» архитектуры. 

Огромный вклад в озеленение Алма-Аты и области внес лесовод Геннадий Потапов. Всю жизнь он селекционировал сорта деревьев, способных жить без искусственного полива. В 1970-х годах в Алма-Ате на одного человека приходилось 70 кв. м зеленых насаждений. А сейчас всего 4 кв. м! Это данные профессора КазГАСА Нины Козбагаровой. А еще в советское время было заложено, чтобы вдоль всех рек шли зеленые зоны. Эти водно-зеленые коридоры охранялись законом, и никакому председателю райисполкома не пришло бы в голову чего-нибудь там понастроить. 

Увы. Ушло то время, когда деревья были большими и гордыми. Сегодня эти карагачи и тополя состарились, большинство из них погибло под пилой. «Дерево, как бы мощны и крепки ни были его корни, можно выкорчевать за какой-нибудь час, но нужны годы, чтобы оно стало плодоносить», – говорил 900 лет назад великий Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди. 

Другие деревья «умирают стоя». «Прямо перед нами с женой на тротуар рухнуло дерево. Крона попала на пожилую женщину в сквере Амангельды. Та была в шоке, кровь пошла. Люди в сквере подбежали к ней, помогли выбраться. Можно нелепо умереть в центре Алматы! В нормальной стране, в городе каждое дерево обследуют, пронумеруют. А у нас акимат постфактум выясняет, какие деревья спилили». Это вопль возмущения известного адвоката Джохара Утебекова. И он прав, наш адвокат. Нет у нас полноценного реестра городской зелени. 

Нет, вру. Есть такой реестр. Пока, правда, еще не доделанный, еще не совсем выложенный в общий доступ, но есть. Буквально десять дней назад акимат опубликовал интерактивную карту зеленых насаждений города. 

Общественность много лет настаивала, чтобы акимат открыл эту информацию для горожан. А шесть лет назад Экологическое общество «Зеленое спасение» даже обратилось по этому поводу в суд. И вот, наконец, свершилось. Но не совсем. Если вы перейдете по ссылке «Интерактивная карта» на сайте Управления зеленой экономики, то никуда не попадете. Вместо карты вы увидите стыдливую надпись «Карта на модерации». 

Вообще же дело не в интерактивных картах, и даже не в экологических законах. Дело даже не в здравом смысле. Вся суть в том, что тридцать лет в людях разрушают психологию гуманности. Воспитывают ли в наших школах сегодня заботу о зеленых насаждениях? Высаживают ли школьники вместе с родителями деревья? Нет. Нынешняя школа вообще не воспитывает, она «оказывает образовательные услуги». Как в свое время писал великий А.С. Макаренко, «капиталистическая школа может вырастить людей только двух типов: хищника и лакея». 

А ведь еще на моей памяти всё было иначе. «Культ деревьев, импульс которого был заложен в самосознание горожан, стал определяющим моментом для каждого уважающего себя алмаатинца». Так написал мой коллега, натуралист Андрей Михайлов. Лучше не скажешь. 

Конечно, в Алматы еще очень много людей, воспитанных в этой прекрасной традиции. Так, семья моей давней знакомой уже много лет выращивает во дворе своего дома в Ремизовке роскошную ель Шренка. Многометровому дереву – порядка 50 лет, оно стало достопримечательностью всего района, многие соседи приходят просто полюбоваться на него. 

Существует в городе и множество экологических центров и инициативных групп, которые каждую весну высаживают тысячи новых деревьев (здесь нужно похвалить акимат, который всегда помогает саженцами и инструментом). Однако очень часто усилия этих экоподвижников сходят на нет. Под покровом ночи приезжают добры молодцы с пилами, и в одно совсем не прекрасное утро мы видим, как вместо здоровой и крепкой дубовой аллеи из земли торчат корявые пни. Недавний случай возле крупного магазина электроники в центре Алматы – тому подтверждение. 

Проблема вырубки деревьев в Алматы стала настолько острой, что о ней заговорил и президент. «Нынешнее поколение управленцев, да и предпринимателей, рискует вляпаться в историю как недруги природы и зеленых насаждений. Городу нужны не новостройки в центре (...), а ухоженные парки, скверы, зеленые улицы. Горожанам сейчас негде гулять», – с горечью сказал К.-Ж.Токаев, сам, кстати, алмаатинец. 

Особенно обидно за Алматы становится, когда приезжаешь в столицу. Там сегодня живет и процветает рукотворный «Зеленый пояс» общей площадью 14 827 гектаров. В нем растет почти 10 млн деревьев и около 1,8 млн кустарников! Деревья оживили и сам город. По сравнению с периодом до 1998 года в Нур-Султане в три раза сократилась повторяемость пыльных бурь, в полтора раза – метелей и туманов, климат столицы стал более мягким.

Что же делать нам, алматинцам? – спросите вы. Как противостоять этому мордору, который губит деревья? Нужно, друзья мои, бороться! Нужно защищать каждый маленький росток, будто это ваш ребенок. Мы можем многое, мы уже это не раз доказали, мы докажем это еще не раз. Вот увидите.  

P.S. Заголовок статьи – цитата российского астрофизика, афориста Виктора Сумбатова.