Как умирают профессии

Как умирают профессии

Насколько бы качественно вы ни выполняли свою работу, всегда есть опасность ее потерять. А виновники этому – время и технический прогресс. Сколько профессий безвозвратно было утеряно в пыли времени и утоплено в глубинах Леты…

  Мы решили на  портале Standard.kz вспомнить некоторые из них.

Фонарщик

Начнем, так сказать, с коммунальных служб. Еще сравнительно недавно каждый вечер и каждое утро по улицам ходили фонарщики. Освещались города тогда при помощи масляных, а позже керосиновых ламп. Их требовалось заправлять, зажигать вечером и тушить утром. В час опытный профи успевал обходить около 50 фонарей. Профессия не исчезла с появлением электричества. Первое время каждый фонарь включался вручную. Это ремесло кануло в Лету только в 30-е годы прошлого века, когда появился автоматический режим включения уличных ламп.  

Честно говоря, глядя сегодня на периодически горящие днем фонари и спотыкаясь ночью в кромешной тьме, когда они почему-то не горят, хочется эту профессию возродить.     

Водонос

Современному горожанину трудно это представить, но когда-то воду в каждый дом приходилось носить из колодцев, родников и других источников. В городах было немного мест, где можно было добыть качественную техническую воду. А мест с питьевой водой было и того меньше. И потому одной из самых доходных тогда была профессия водоноса.

Возили и носили водоносы и техническую, и питьевую воду. И брали за это неплохие деньги. Не нравится – таскай сам. Но потом появилось централизованное водоснабжение и водоносы исчезли. Хотя нередко и сейчас при очередном ремонте водопроводных сетей многие не отказались бы от возрождения этой профессии.

Ямщик

Название профессии происходит от монгольского слова «ям». Пересадочные станции, на которых гонцы Чингисхана меняли лошадей. После распада Золотой Орды ямская система в России сохранилась. А ямщики пользовались уважением и почетом. Потому что служба была опасная - разбойники на дорогах любили поживиться ямскими экипажами.

По утверждениям некоторых, эта профессия не умерла. Просто ямщики сменили своих четырехногих коней на железных и стали называться таксистами. Однако вряд ли водители такси оценят, если вы назовете их ямщиками. Да и перевозили в те времена и грузы, и пассажиров, и корреспонденцию, да еще и максимально быстро.

Машинистка

Нет, это не женщина-водитель локомотива. Так называлась профессия, которая требовала умения грамотно и главное быстро печатать на машинке. В 1941 г. Маргарет Хамма поставила рекорд печати на электрической машинке – 149 слов в минуту. В 1959 г.  Кэрол Бэчен на механической машинке сумела набрать 176 слов в минуту. Эх! Я могу только молча им завидовать.

Профессия считалась преимущественно женской. Хотя мужчины там тоже появлялись и даже ставили рекорды. Но представителей сильного пола там было так мало, что в русском языке слова машинист и машинистка – обозначают совершенно разные профессии.   

Телефонистка

Еще одна женская профессия. Которая ушла в прошлое с развитием коммуникационных технологий. Взрослые читатели, наверное, помнят, как в советских фильмах герой просил соединить его с каким-то абонентом. Этим и занимались телефонистки. 

После изобретения автоматической телефонной станции нужда в телефонистках стала постепенно уменьшаться. Но не исчезла совсем. Строго говоря, они есть и сегодня, просто немного в осовременненом виде во внутренних телефонных станциях некоторых учреждений и виртуальных АТС.

Мальчик для битья

Ну и напоследок не совсем профессия, а скорее должность, причем весьма почетная, название которой превратилось в крылатое выражение. Мальчик для битья - это ребенок, часто благородного происхождения, которого воспитывали вместе с принцем и наказывали, когда Его Высочество плохо себя вели.

Принц должен был испытывать к нему сочувствие, иначе никакого смысла в наказании не было бы. Поэтому дети воспитывались вместе, были друзьями. Принц, в котором текла королевская кровь, не мог быть наказан никем, кроме короля. А тот, понятное дело, далеко не всегда был рядом.

Теперь должность исчезла, но мальчики для битья остались. В переносном смысле, конечно. Так говорят о людях, которых обвиняют и наказывают вместо других.

Роман ПОПОВ