Как рост доли женщин в коллективе может влиять на производительность труда и рост зарплат

Как рост доли женщин в коллективе может влиять на производительность труда и рост зарплат
фото: dzen.ru

Плюсы участия женщин в экономике изучили аналитики Института экономических исследований (ERI). Полученные результаты исследования оказались довольно неожиданными, передает портал Качественный Казахстан

Авторы исследования сообщают, что рост занятости женщин и их доходов являются не единственным плюсом от увеличения участия женщин в экономике. 

Как показывают многочисленные исследования, рост доли работающих женщин повышает производительность труда, улучшая качество человеческого капитала, поскольку навыки, которыми обладают мужчины и женщины, различаются. 

«Приводя к росту производительности, увеличение доли женщин на рынке труда ведет к росту реального дохода всех работников, включая мужчин. По определению экономистов МВФ, рост участия женщин может иметь два противоположных эффекта на заработную плату. Первый – комплементарный: растет производительность, соответственно и оплата труда. Второй эффект заключается в том, что при росте предложения на рынке труда при неизменном спросе заработные платы снижаются. Однако, когда показатель эластичности замещения женщинами мужского труда низок – то рост доли работающих женщин ведет к увеличению реальных зарплат всех работников. Это свидетельствует о том, что гендерная дискриминация на рынках труда не только неэффективна для экономики, но и дорого обходится самим мужчинам», – поделились своими выводами аналитики.  

При этом они отметили, что женщины лучше справляются с управленческими функциями и руководством людьми в кризисных ситуациях. У них в среднем лучше развиты «мягкие навыки» (soft skills), эмоциональный и социальный интеллект – хотя на рабочем месте женщины склонны, в отличие от мужчин, себя недооценивать. Более низкие ожидания по заработной плате при одинаковых с мужчинами компетенциях являются одной из причин гендерного разрыва в заработках.

«У женщин выше такие показатели, как инициативность, способность адаптироваться, развиваться и развивать других, а также нацеленность на результат. Женщины менее склонны к риску, поскольку они больше мужчин опасаются негативных последствий, а также демонстрируют меньшую склонность к соперничеству», – дополнили авторы исследования.   

Они отметили также, что увеличение найма женщин повышает производительность уже работающих в компаниях женщин, поскольку сокращает дискриминацию.

Рост участия женщин в экономике расширяет социальные связи компаний, что приводит к принятию более взвешенных решений в бизнесе, развитию инноваций, а, значит, большей отдаче вложений. 

Повышение доли женщин в органах банковского надзора ассоциируется с большей стабильностью банковской системы. 

«В исследовании, проведенном в 2018 году экономистами МФВ, пришли к парадоксальному выводу о результатах гендерной интеграции. Они рассчитали эластичность замещения женщинами мужского труда. Из-за разницы в навыках, которая может быть обусловлена различием социальных норм и взаимодействий, мужчины и женщины являются несовершенными субститутами на рынке труда, т.е. не замещают друг друга полностью, а скорее дополняют. Таким образом, выигрыш от гендерного паритета может быть гораздо больше, чем считалось раньше. По их расчетам, в странах с высоким гендерным неравенством на рынке труда этот выигрыш в среднем составляет 35% ВВП. Преодоление барьеров, мешающих вхождению женщин на рынок труда (дискриминация, социальные и культурологические факторы), обеспечило бы существенный рост производительности, а, следовательно, рост благосостояния и потребления, в первую очередь в бедных странах», – считают авторы исследования.   

В качестве примера они приводят Ирландию, где участие женщин в экономике выросло с 1990 года на 20 п.п. В стране наблюдался резкий рост производительности труда, в то время как в Марокко, где доля работающих женщин неизменно составляет 25%, производительность снижалась. По мнению аналитиков, если бы в Марокко участие женщин в экономике выросло так же, как в Ирландии, то ВВП страны был бы на треть больше. 

«В Южной Азии сокращение гендерных барьеров увеличило бы производство на 16%, в Индии такая трансформация обеспечила бы рост благосостояния на 35%, а экономика Египта могла бы быть больше на 60%», – подсчитали исследователи из МВФ.