Изменения в образовании: четыре сценария от ОЭСР

Изменения в образовании: четыре сценария от ОЭСР

https://pulse.mail.ru/article/izmeneniya-v-obrazovanii-4-scenariya-ot-oesr-8075383985996238180-5734799032885454691/?utm_content=lenta_main_mail_ru&utm_partner_id=593&utm_campaign=main&utm_referrer=https%3A%2F%2Fpulse.mail.ru&utm_source=pulse_mail_ru

Изменения в образовании: четыре сценария от ОЭСР

 
 

Организация экономического сотрудничества и развития в 2020 году представила отчет, где отразила четыре варианта, по которым может развиваться система образования. В сегодняшней статье изучим эти сценарии, узнаем, какими будут школы через 20 лет, как изменится профессия учителя.

Школа укрепляется. Формальное образование расширяется

Формальное образование за счет дошкольного и послешкольного обучения увеличивается. Результаты обучения закреплены в аттестатах и дипломах. Люди все больше проходят курсов переподготовки, чтобы приобрести дополнительные навыки и повысить на рынке труда свою конкурентоспособность.

Образовательные организации продолжают быть закрытыми и бюрократическими.

Инструменты оценивания и программы обучения стандартизированы, но обучающиеся могут выбирать содержание своего образования, если они достигли основных результатов обучения. Развитие организации обучения происходит за счет появления ряда нововведений: гибкое расписание, смешанные методы обучения.

Работа учителя также изменилась: теперь наблюдается четкое разделение задач и более узкие профили, но контроль реализации по-прежнему за программным обеспечением и административным персоналом. Главными проблемами остаются эмоциональные потребности учеников и их мотивация к обучению.

2. Школа теряет силу. Образование переходит на аутсорсинг

Главным условием такого сценария является активное участие в обучении граждан общества. Цифровые технологии играют важнейшую роль. Альтернативами школьному обучению являются частные и общественные инициативы, которые конкурируют между собой на рынке образовательных услуг. За счет гибкого графика работы родителей у них появляется возможность более активно участвовать в образовании детей.

Главными формами обучения являются домашнее обучение, репетиторство, онлайн-обучение и обучение в маленьких группах.

Родители детей младшего возраста все больше отдают предпочтение государственным услугам или же самоорганизуются в общественные группы. Но позднее, по мере взросления, специализированные учебные платформы и консультационные услуги выходят на первый план.

Родители выбирают специалиста в зависимости от качества результата и в зависимости от того, насколько они удовлетворяют их потребностям.

В сфере образования учитель не является центровой фигурой, появляются независимые воспитатели, консультанты по вопросам карьеры, аналитики рынка профессиональных навыков, специалисты по педагогике на частных платформах и пр.

От традиционных форм обучения (например, создание классов в зависимости от возраста) отказываются. Это позволяет детям учиться в своем темпе и сочетать формальное обучение с другими видами деятельности.

3. Школа меняется. Школа – образовательный узел

Школа сохраняется, но заметно меняется в сторону открытости для экспериментальных методик обучения, где поддерживаются тесные связи с обществом. Система децентрализована, инициативы на местном уровне выдвигаются и поддерживаются для достижения целей. Если у школы развиты связи с обществом и местными службами, то она является сильной системой. Критерии оценивания школ также заметно изменились. Преподавание становится гибким, ценность имеет расширение спектра источников обучения, практически исчезает разница между формальным и неформальным обучением. Сильными считаются учителя, которые не только являются профессионалами в своем деле, но и те, кто имеет крепкие связи с различными общественными группами. Именно поэтому школа открывает свои двери учителям, специалистам других сфер, общественным деятелям, родителям. А сами школы используют ресурсы музеев, библиотек, научных и технологических организаций. Прочные партнерские отношения только укрепляются.

Обучением руководят профессионалы, которые не всегда проводят занятия в школах и классных комнатах. Цель обучения зависит от актуальных потребностей детей.

4. Школа разрушается. Обучение всегда и везде

Школы как института больше не существует, обучение проходит в любом месте и в любое время за счет быстрого развития искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности и других цифровых технологий. Это все становится возможным благодаря повсеместному и бесплатному доступу к образовательным ресурсам.

Цифровые технологии участвуют и в оценивании, сертифицировании знаний и навыков. Образовательные учреждения или частные поставщики обучения исчезли. Но всю жизнь человека сопровождают персональные помощники и в т.ч. искусственный интеллект, который предлагает индивидуальные решения для обучения, помогает выявить пробелы в знаниях и навыках, поощряет творчество и объединяет обучающихся в сообщества с общими целями.

Отсутствуют языковые барьеры для сотрудничества и доступа к обучению, так как точный перевод выполняется автоматически в режиме реального времени.

Профессия учителя исчезла, так как обучение и преподавание являются одним неделимым процессом, а возможности обучения доступны всегда и везде. Отдельные люди становятся просьюмерами образования (от англ. producer + consumer) – производителями и потребителями образовательных услуг. Часть лекций и занятий создается людьми, часть – машинами.

Перечисленные варианты развития системы образования не являются окончательными или неизменными, они могут пересекаться друг с другом, образовав новый вариант.

Как вы думаете, какой из этих вариантов станет реальностью?