ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА. МЕНЕДЖМЕНТ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА. МЕНЕДЖМЕНТ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

https://stomator.ru/etapy-razvitiya-teorii-i-praktiki-menedzhmenta-menedzhment-teoriya-i.html

 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА. МЕНЕДЖМЕНТ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

 

1.Управление - наука и искусство

Управление - древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области управления сходятся во мнении, что управление является частью больших политических, экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьезный научно-методический фундамент.

Любая наука представляет собой совокупность знаний и непрестанного поиска новых данных о природе и обществе с целью понять и объяснить явления и законы природы, частью которой является сам человек. В новом сложном явлении наука стремится определить его основу, которая обычно бывает гениально проста, открыть закономерности, скрывающиеся в кажущемся хаосе. Главным в теории является не подробное описание исследуемого объекта, а изучение его основных свойств, выявление общих законов, связей для того, чтобы обеспечить принципиальную возможность установления новых знаний.

Теория управления имеет свой, только ей присущий предмет исследований - она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Регистрация и систематизация явлений, раскрытие закономерностей и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций - основная задача любой науки, в том числе и науки управления.

Практическая деятельность человечества не сводится только к общественному производству, она охватывает все стороны жизни, развивает материальную и духовную культуру общества. Наука обычно опережает запросы практики, позволяет предвидеть новые явления, но при всей своей самостоятельности теория во многом зависит от практики, ищет в ней подтверждений или опровержений своих концепций - великий процесс восхождения мысли от абстрактного к конкретному. Практика оперирует непреложными, объективно-истинными фактами, хотя сами по себе они не могут решить проблемы. Гипотезы, предположения, интуитивные догадки могут рассыпаться, не выдержав критерия практики, но факты, послужившие основой для построения гипотез, остаются незыблемыми и лишь переходят из одной системы знания в другую. История развития теории управления с ее находками и поражениями, созданием новых оригинальных гипотез и отторжением их практикой подтверждает эту мысль. Наука располагает мощными средствами познания мира - методом анализа, т.е. расчленения явления на его составные части, свойства, ступени развития, и методом синтеза - обобщения, составления цельной картины изучаемого процесса. Анализ предшествует синтезу, их объединяет органическая, внутренне необходимая связь.

Теория управления персоналом или наука об административном управлении далеко не всегда может, к сожалению, опираться на дедуктивные и экспериментальные методы исследований, так как изучаемые явления нельзя изолировать от влияния внешней среды и побочных факторов. Помимо анализа и синтеза наука (и особенно искусство) располагает еще одним удивительным, таинственным инструментом - интуицией. Несомненно, что интуиция базируется на эмпирическом и теоретическом знании изучаемого явления, но внезапность срабатывания механизма интуиции, "озарение", остается загадкой, и надежда, что интуиция, как универсальная отмычка, способна вскрыть сейфы кладовых знаний, совершенно иллюзорна. Интуиция - результат напряженной работы человеческой мысли, постоянного, настойчивого поиска решения проблемы. Так было и со знаменитым яблоком Ньютона, и со сном Менделеева, и с музыкальными находками композиторов. Интуитивной находке еще предстоит пройти сложный путь от замысла, идеи, гипотезы до вердикта практики.

Поскольку управление является не только наукой, но и искусством, то роль интуиции в принятии управленческих решений особенно велика и ответственна, тем более что эти решения обычно принимаются при остром дефиците времени и обычно отмене не подлежат. Сейчас, когда наша страна находится в стадии мучительных поисков политических и экономических решений, особо важно, чтобы руководитель любого уровня понимал - успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством возможно лишь при знании научных основ управления и умении творчески применить эти знания, т.е. при владении искусством управления.

Наука и искусство управления имеют и свою неповторимую эстетику, созвучную готике и музыке, - порыв и полет фантазии, когда творческое озарение основано на солидном фундаменте целесообразности, точном расчете и математически строгой гармонии.

В практической деятельности управляющие находятся в постоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нетривиального решения придают управлению характерные черты искусства. Более того, ряд крупных ученых и практиков (Г. Кунц, С. О"Доннел и др.) категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является искусством: "Процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки (основ организованного знания в области управления) к реальностям любой ситуации". И далее, о роли науки в управлении: "Хотя деятельность по управлению - это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнут лучших результатов, если будут понимать и использовать лежащую в основе этого искусства науку. Когда важность результативности и эффективности группового сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что управление - важнейшее из всех искусств".

Во всех сферах человеческой деятельности наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. В управлении, когда в результате групповой деятельности любое решение отличается от альтернативных вариантов (если не целью, то методами), умение найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего. Вполне объяснимо, почему среди достижений мировой управленческой мысли особое место занимает один из высших разделов теории управления - искусство управления. Действительно, не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем, и любыми другими его видами, но знать основы искусства управления, стараться применять его важнейшие принципы и методы - обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня.

Кажется, что все есть у этого человека: глубокие профессиональные знания, жизненный опыт, трудолюбие, добросовестность, но стать настоящим, авторитетным лидером он так и не смог. Нужно что-то еще (это "что-то еще", это "чуть-чуть" так характерны для искусства!), чем обязательно должен владеть настоящий руководитель, и в первую очередь - это талант, да, именно талант, которым владеют мастера музыки, живописи, поэзии и прозы, без которого искусство превращается в ремесло.

Грамотный инженер, хорошо знающий технику и технологию на своем участке работы, но не владеющий специальными знаниями и опытом управленческой работы, сможет в лучшем случае стать средним, заурядным руководителем, но если у него хватит решимости уйти от своего узкого, ограниченного профессиональными рамками мировоззрения специалиста, проявить настойчивость в изучении принципов и психологических основ управления, то, обладая талантом руководителя, он может стать настоящим организатором производства и признанным лидером своего коллектива.

Руководитель должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости "человеческой инженерии" и владеть обширными гуманитарными, человековедческими знаниями. Альберт Эйнштейн отстаивал тезис о необходимости самой тесной связи науки и искусства; Нильс Бор аргументированно утверждал, что методы искусства расширяют и обогащают методы естествознания, а Луций Сенека пытался определить основные контуры особой науки - психагогики, которая должна была заниматься проблемами искусства управления душой человека.

Жизненный опыт каждого подскажет примеры удивительно тонкого владения мастерством общения и воздействия авторитетной личности на оппонента, на мнение группы. Мудрая мать, даже не имеющая высокого образования, авторитетно и объективно разберет и уладит семейный конфликт; судьба отдаленного кишлака или горного селения в надёжных руках аксакалов; талантливый актер или опытный оратор силой своего искусства могут буквально покорить своих слушателей.

В широком смысле термин "искусство" применим к любой сфере человеческой деятельности, когда какая-либо работа выполняется умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле. Искусство является составной частью более общих систем (эстетика, культура) и проявляется как способность к импровизации, высокое умение объединять отдельные элементы знания и интуиции в новые, ранее неизвестные комбинации, развивает творческое воображение, способствует нравственному самоопределению и самосознанию личности, формирует эстетические вкусы и идеалы. Если искусство есть деятельность, направленная на изучение и образное моделирование окружающего нас мира, то искусство управления отвечает этому принципу, так как руководитель должен постоянно исследовать возникающие реальные ситуации и творчески моделировать варианты принимаемого управленческого решения. Важная особенность искусства - способность хранить шедевры человеческой деятельности, являться уникальной памятью, хранилищем достижений человечества. Теория и искусство управления также имеют свою тысячелетнюю историю, и добытые по крупицам знания, опыт хранятся в нашей памяти.

Тенденции развития современного управления

Новая модель управления

Сущность и функции управления социально-экономическими процессами

Сущность и основные понятия, используемые в управлении и менеджменте

История развития управление насчитывает уже несколько тысячелœетий. Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие управление - это в основном эволюционный процесс; он характеризуется непрерывностью, отражая всю совокупность изменений, происходящих в обществе, экономике, во всœей системе социально-экономических отношений.

Выделяют пять революционных этапов в истории развития теории и практики управления:

  1. религиозно-коммерческий;
  2. государственно-законодательный;
  3. государственно-контрольный;
  4. индустриальный;
  5. бюрократический.

Первым этапом профессионального использования управленческих навыков многие специалисты считают зарождение письменности в Древнем Шумере. Именно это революционное достижение в жизни человечества привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», связанных с торговыми операциями. За первой управленческой революцией, получившей название религиозно-коммерческой, последовали и другие.

Второй важнейший этап развития (государственно-законодательный) относится к 1760 ᴦ. до н. э. и связывается с деятельностью царя Хаммурапи. Он первым издал свод законов управления государством для регулирования всœего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населœения.

Третьим революционным шагом (назовем его государственно-контрольный) считаются достижения, произошедшие во время правления Навуходоносора II (605-562 гᴦ. до н. э.). Именно в данный период проводилась политика, направленная на соединœение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.

Четвертый этап (индустриальный) датируется XVII-XVIII вв. Он связан с зарождением капитализма и началом индустриального процесса европейской цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области управление было отделœение управленческих функций от собственнических и возникновение профессионального управление и профессиональных менеджеров.

Пятая управленческая революция имела место в конце XIX - начале XX в. Ее часто называют бюрократической. Теоретической платформой преобразований в области управления была концепция бюрократии, позволившая сформировать крупные иерархические структуры управление, осуществить разделœение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров.

Предприятия-гиганты испытывали острую крайне важность в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всœех подразделœений и служб, менеджеров и исполнителœей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Именно в связи с этим к концу XIX - началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки управление. Это было ответом на потребности промышленного развития, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ всœе больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.

Современный менеджмент является результатом длительного эволюционного процесса, в ходе которого разнообразные по подходам и содержанию теории и школы обосновали принципы, цели и задачи, функции управления, механизмы и методы их реализации.

Каждое из теоретических направлений имело свое видение решения проблем, выдвигаемых практикой на определœенных этапах развития общества и его экономики.

Наиболее общая связь между развитием методического инструментария, разрабатываемого разными школами, и теми проблемами, которые считались приоритетными в управлении предприятиями в течение последних ста лет, представлена на рис. 2.

Современное развитие науки управления характеризуется множественностью школ и подходов, разрабатывающих разные аспекты управление, исходя из главных направлений его развития.

 

Рис. 2. Основные направления в развитии мирового управление

В литературе выделяют семь главных школ, заложивших основу современного понимания проблем науки управления :

  1. школа научного управления;
  2. классическая, или административная, школа;
  3. школа человеческих отношений;
  4. школа поведенческих наук;
  5. школа количественного подхода;
  6. школа системного подхода;
  7. школа ситуационного подхода.

В табл.1 представлены ключевые положения концепций этих школ в связи с их вкладом в современную науку управления.

Таблица 1. Вклад в современную науку управления различных школ и подходов

 

Научные направления и ключевые положения концепций

Основные идеи, используемые в современном менеджменте

Научное направление и классическая, или административная, школа

 

Научные принципы. Рационализация выполнения работ. Разделœение труда в управлении

Научный подход к менеджменту и принципам управ­ления. Анализ способов выполнения работ с целью совершенствования. Оплата труда как важнейший элемент мотивации работающих

Школа человеческих отношений и поведенческих наук

 

Коллектив как особая социальная группа. Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работающего

Использование в менеджменте факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства. Исследования поведения людей в организациях. Отношения к членам коллектива как к активным человеческим ресурсам

Количественный подход

 

Применение методов количественных исследований, моделирования и вычислительной техники

Использование количественных измерений при при­нятии решений. Использование информационных систем управления и вычислительной техники

Системный и ситуационный подход

 

Взаимодействие и взаимозависимость всœех компонентов организации. Выявление и учет ситуационных переменных окружающей среды

Рассмотрение организации как системы, состоящей из взаимосвязанных частей. Значение окружающей среды и обратной связи для достижения успеха организации. Принятие управленческих решений на основе изучения всœей совокупности ситуационных факторов

 

В менеджменте существуют несколько направлений, каждое из которых обладает своими характерными особенностями и связано с именами видных ученых:

Бюрократия (Макс Вебер);

Научный менеджмент (Фредерик Тейлор);

Классический менеджмент (Генри Форд);

Человеческие отношения (Элтон Мэйо);

Новые человеческие отношения (Дуглас Макгрегор);

Теория гуру (Том Питере, Розабет Мосс Кантер).

В случае если первые пять направлений более традиционны для исследований, то шестое - теория гуру - является достаточно новым. И объясняется тем, какую главенствующую роль играли в создании, распространении и применении управленческих знаний отдельные ученые.

Для объяснения влияния гуру управление на управление отдель¬ной организацией крайне важно понять и природу управленческой деятельности, и потребности, которые она создает у тех, кто занимает ру¬ководящие позиции. Идеи, которые соответствуют их потребностям, с наибольшей вероятностью могут оказаться самыми популярными. Более того, сама природа управление предполагает склонность людей данной профессии к обращениям к гуру для получения руководящих указаний, так как эти гуру одновременно разрабатывают и представляют подобные идеи, а также способствуют их практической реализации в организациях.

А. Хажинский

Анализ исторического развития науки «управление», показанный в данном разделœе, лишь частично раскрывает разнообразие концепций, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ легло в основу современного управление. Дальнейшее изучение этой науки построено на основе традиционных подходов к современному менеджменту ведущих отечественных и зарубежных научных школ.

 

 

  • -

ВВЕДЕНИЕ Краткий курс лекций по дисциплине «Основы менеджмента. История менеджмента» предназначен для студентов, обучающихся на очно-заочной и заочной формах обучения по специальностям: 080507 Менеджмент организации. Организация учебного процесса предполагает... [читать подробенее]

 

 

  • -

[читать подробенее]

 

 

  • - Развитие теории и практики управления производством в

Исследование работ и декретов ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет) и СНК по управлению экономикой после революции дает вполне достаточно оснований говорить о возникновении советского или государственного менеджмента. Такой термин не использовался,... [читать подробенее]

 

 

  • - Вклад Деминга в развитие теории и практики управления качеством

Наиболее известным ученым XX века в области управления качеством является Уильям Эдвардс Деминг.Американец по происхождению он имел ученую степень в области физики и в течение 1920–1930-х годов работал в компании «Western Electric», где участвовал в разработке методов... [читать подробенее]

 

 

  • - Развитие теории и практики управления

Тенденции развития современного управления Новая модель управления Сущность и функции управления социально-экономическими процессами Сущность и основные понятия, используемые в управлении и менеджменте История развития управление насчитывает... [читать подробенее] РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ Организация учебного процесса предполагает самостоятельное изучение студентами лекционного материала, а также решение ситуационных задач и тестов на практических и семинарских занятиях. Весь материал разделен на три блока: 1. Развитие теории и практики... [читать подробенее]

 

  • - Развитие теории и практики управления инновациями.

Виды инноваций и критерий их классификации. Основные причины возникновения и результаты внедрения инноваций. Основные понятия и определения. Развитие теории и практики управления инновациями. Тема 1. Инновации в рыночной экономикеРост...

Проблемы теории и практики управления. 2003. № 3.

Эффективное осуществление любого управленческого процесса невозможно без следования ряду основополагающих принципов, в частности без обеспечения четкой последовательной работы взаимосвязанной цепи, состоящей из четырех звеньев, сущность которых можно кратко обозначить следующим образом: «знают» – «могут» – «хотят» – «успевают». Первое звено – «знают» – предполагает, с одной стороны, правильную постановку самой проблемы и цели, которая должна быть достигнута при ее решении (в этой части оно родственно прогнозированию). С другой стороны, что представляется особенно важным, оно требует наличия либо теоретической базы, либо концепции, либо прецедентов, которые имели место при решении аналогичных задач и на практике показали свою эффективность. Если ни одного из вышеуказанных компонентов нет, то решение поставленной проблемы маловероятно. Отсюда можно сделать вывод, что если первое звено не работает, то говорить об эффективном функционировании всех последующих звеньев бессмысленно...

Иосиф Кац Проблемы теории и практики управления. 2003. № 2.

 

Кризис на предприятии – это процесс изменения, разрушения сложившейся структуры связей, отношений, выходом из которого может стать либо заново сформированная структура связей, отношений либо ликвидация предприятия. Чаще всего кризису предшествует появление определенных признаков, служащих предупреждением для специалистов, менеджеров организации: угроза целям и ценностям; сокращение времени на реакцию; необходимость неотложности, срочности действий; помехи в эффективном осуществлении производственного процесса, продвижении продукции к потребителю. Названные и другие признаки приближения кризиса находят обобщающее выражение в снижении рентабельности, превращении деятельности предприятия в убыточную.

Александр Александрович Дагаев Проблемы теории и практики управления. 2003. № 3. С. 74-80.

 

Одним из основных экономических инструментов, обеспечивающих на протяжении последних десятилетий инновационное развитие ведущих индустриальных стран Запада, является механизм венчурного (рискового) финансирования. Основные идеи, положенные в основу этого механизма в его современном понимании, впервые были успешно апробированы в США в конце 40-х – начале 50-х годов. В дальнейшем интерес к рисковому финансированию возрастал по трем причинам. Во-первых, в ряде случаев инвесторы получали реальный доход, многократно превосходящий возможный доход от традиционных кредитно-финансовых операций. Во-вторых, специфика объектов финансирования – высокорисковых предпринимательских проектов – дала толчок развитию особых методов управления, способствующих минимизации инвестиционных рисков. В-третьих (что, видимо, самое главное с экономической точки зрения), венчурный механизм обеспечил практическую возможность финансирования новых инновационных идей и разработок на начальных этапах их реализации.

Илона Владимировна Трегуб Проблемы теории и практики управления. 2007. № 11. С. 94-103.

 

В статье приводится методика построения вероятностных моделей для прогнозирования экономических показателей на основе эмпирических данных. Построена модель объема продаж дополнительных услуг, оказываемых операторами сотовой связи на рынке телекоммуникаций.

Ed Clarke

Складывающиеся в странах Центральной и Восточной Европы взаимоотношения между западными и местными компаниями носят весьма противоречивый характер. Для западных менеджеров создаются условия для формирования в одностороннем порядке выгодных им управленческих структур и продвижения собственных идей и практики предпринимательства. При этом одни местные предприниматели стремятся сохранить свою самостоятельность, в то время как другие охотно идут не только на сотрудничество, но и на прямое использование западного опыта управления бизнесом. Между тем их стратегические цели, интересы и мотивация партнеров оказывают большое влияние на способность и готовность обучать и учиться. Пока преимущество на стороне западных менеджеров, но ошибочно игнорировать самостоятельные и национально ориентированные действия постсоциалистических менеджеров. С учетом сказанного охарактеризуем основные подходы к предпринимательству и управлению в странах Центральной и Восточной Европы.

Андрей Олегович Блинов Проблемы теории и практики управления. 2004. № 1.

Использование зарубежного опыта управления в российской экономике сопряжено, как правило, с рядом объективных и субъективных трудностей. С одной стороны, сами по себе принципы и методы управления, доказавшие свою эффективность в ведущих странах мира, не в полной мере соответствуют нашим реалиям ведения бизнеса и потому не приносят достаточной отдачи. К тому же методология заимствования требует значительных усилий по адаптации к российским условиям (в частности, это касается дополнительных финансовых затрат и времени на проведение различных подготовительных мероприятий). С другой стороны, внедрение новых управленческих технологий лишь в редких случаях ведет к эволюционному развитию решившейся на это хозяйственной организации. В большинстве случаев всю ее систему управления приходится кардинально менять с помощью волевого (силового) воздействия руководства. Между тем и самые незначительные изменения в данной сфере неизбежно встречают определенное внутреннее сопротивление. В итоге целесообразность практического внедрения даже очень эффективных управленческих инноваций становится весьма сомнительной, и они оказываются невостребованными российскими компаниями.

С. Крекотнев , О. Иванов Проблемы теории и практики управления. 2006. № 9. С. 19-27.

Для полноценной реализации национальных проектов, необходимо, с точки зрения авторов, учитывать комплекс определенных взаимосвязей и взаимоотношений между бизнесом и властью. Основным критерием отбора ресурсов и их источников для нацпроектов выступает максимально возможное получение синергетических эффектов (социальных, экономических, инвестиционных, инновационных). Государственно-частное партнерство основано на методологических принципах и направлено на оперативное решение не только текущих, но и стратегических задач развития национальной экономики и её регионов. Принцип стратегического целеполагания обусловлен поэтапностью и последовательностью развития России и её регионов.

Границы безграничных предприятий: перспективы сетевых организаций. Изжила ли себя организационная структура? [статья]

Michael Reiss Проблемы теории и практики управления. 1997. № 1/97.

 

Сетевой подход как эвристический организационный принцип ориентации на цель. Сильные и слабые стороны сетевой организации. Размывание фирменных границ дает шанс для нового среднего сословия. Рыночные и организационные неудачи, низкая эффективность общепринятых форм кооперации при решении сложных проблем хозяйственной стратегии вызвали инновационную активность в области сетевой организации. Созданию нетрадиционных структур - так называемых безграничных предприятий - способствовали межорганизационные системы информации и коммуникации, а также стремление к автономным формам труда. Новый организационный принцип уже давно проходит испытания в рамках крупномасштабного эксперимента, выходящего за пределы отрасли или функциональной сферы. Трудности, выявившиеся при его внедрении, указывают на существование определенных границ для безграничных предприятий. Они обусловлены двумя причинами: во-первых, сетевая организация нарушает ряд сложившихся принципов управления; во-вторых, управленческие принципы для новых организационных структур еще не уточнены и не опробованы в достаточной степени и потому не могут служить прочным фундаментом для развития данной организационной формы.

Евгений Савеленок Проблемы теории и практики управления. 1998. № 6.

 

Рассматриваются различные аспекты идеологии в отдельной организации.Идеология как выражение (совокупность, система) определенных идей в организации не является для теории и практики управления принципиально новым и непривычным понятием. Идеология компании приобретает наибольшую значимость в периоды резких и глубоких перемен (потрясений), когда ей необходим рывок. Дается общее поняте идеологии организации, затем идеология рассматривается в качестве фактора изменений (реструктуризации) в компании, и в качестве элемента организационной жизни.

Svante Andersson , Victor Ingemar Проблемы теории и практики управления. 2004. № 1.

 

В современной экономике существенную роль играют малые и средние предприятия (МСП), в частности в обеспечении занятости, расширении инновационности, ускорении роста и т.п. В последнее время растущий интерес вызывают процессы интернационализации таких фирм. Для некоторых из них ранняя интернационализация оказывается успешной стратегией. Подобные структуры часто называют «рожденные глобальными» (РГ). С самого создания они стремятся получить значительное конкурентное преимущество за счет приобретения ресурсов и сбыта продукции во многих странах. Какие уроки можно извлечь из опыта успешных международных фирм? Могут ли традиционные модели объяснить развитие подобных структур? Все эти вопросы рассматриваются в содержании статьи.

Robert Martin Проблемы теории и практики управления. 2003. № 1.

 

Сегодня высшее образование становится стандартным требованием для менеджеров. Программы школ управления обычно включают разнообразные курсы. Чаще всего это финансы, бухгалтерия, теория управления, стратегия, международный бизнес и экономика. Хотя данная система высшего образования позволяет теоретически овладеть основами выбранной профессии, менеджеры в большинстве случаев заинтересованы в получении и более «практичных» знаний. Прослушав стандартный набор дисциплин, они уже понимают, как планировать, организовывать, координировать и управлять. Но прежде чем менеджер сможет заняться этими проблемами, он должен иметь представление, как проводить обследование. Управление начинается с оценки внутренней и внешней среды компании, т.е. с эффективно и правильно организованной работы с соответствующей информацией. В частности, менеджеры должны знать, как исследовать социальные и экономические факторы, такие как мотивация и товарищество служащих, пожелания клиентов, эффективность собственных усилий и т.п.

Александра Александровна Московская Проблемы теории и практики управления. 2003. № 3. С. 111-117.

 

Кадровая стратегия является частью общей экономической стратегии промышленных предприятий и следствием перспективного планирования их хозяйственной деятельности. Несмотря на скудость инвестиционных средств и многочисленные формальные и неформальные ограничения для осуществления производства, предприятия, как правило, планируют свою работу не только на ближайшее будущее, но и на отдаленную перспективу. Важную роль в этих планах играет кадровая политика и кадровая стратегия, хотя значение кадров как фактора обновления производства и место кадровой стратегии в общей экономической стратегии предприятий далеко не всегда в полной мере осознаются ими. О тенденциях формирования кадровой политики в период рыночных преобразований 90-х годов можно судить по результатам обследований промышленных предприятий, проводимых с 1994 г. под руководством Центра исследований рынка труда (ЦИРТ) Института экономики РАН с участием автора.

Joachim Hentze , Andreas Kammel Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3/97 .

 

При проведении организационных изменений необходимо учитывать реакцию персонала. Предпочтительный подход - привлечение сотрудников к участию в проекте и их стимулирование. Для оценки выполнения программы изменений важное значение имеет убежденность в правильности основополагающих предпосылок. Глобальная конкуренция и, как следствие, необходимость скорейшего улучшения использования таких ключевых факторов успеха, как издержки, качество продукции, инновационность и сроки выполнения заказов, требуют от предприятий повышения организационной гибкости и адаптационной способности. Организационные изменения на крупных предприятиях, для которых часто характерны жесткость, бюрократизм и высокая сложность, обеспечивают решение главной задачи - выживание на рынке.

Т. Савенкова Проблемы теории и практики управления. 2006. № 9. С. 115-126.

 

Формирование конкурентоспособного ресурсного потенциала страны обусловлено качеством высшего образования, подготовкой современных специалистов. Конкурентность, которых, констатирует автор, в современных условиях определяется высокой адаптивностью к непредсказуемой социально-политической обстановке, креативностью и способностью к нестандартным решениям задач, наличием у личности знаний, умений и мотивов, позволяющих включаться в разнообразные виды профессиональной деятельности, достигать максимального эффекта, а также готовностью к постоянному самосовершенствованию. Выявление потенциала личности, управление конкурентноспособностью образовательных учреждений включает решение таких вопросов, как качество персонала и программ, уровень подготовки студентов, инфраструктуры и учебной среды.

1.Управление - наука и искусство

Управление - древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области управления сходятся во мнении, что управление является частью больших политических, экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьезный научно-методический фундамент.

Любая наука представляет собой совокупность знаний и непрестанного поиска новых данных о природе и обществе с целью понять и объяснить явления и законы природы, частью которой является сам человек. В новом сложном явлении наука стремится определить его основу, которая обычно бывает гениально проста, открыть закономерности, скрывающиеся в кажущемся хаосе. Главным в теории является не подробное описание исследуемого объекта, а изучение его основных свойств, выявление общих законов, связей для того, чтобы обеспечить принципиальную возможность установления новых знаний.

Теория управления имеет свой, только ей присущий предмет исследований - она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Регистрация и систематизация явлений, раскрытие закономерностей и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций - основная задача любой науки, в том числе и науки управления.

Практическая деятельность человечества не сводится только к общественному производству, она охватывает все стороны жизни, развивает материальную и духовную культуру общества. Наука обычно опережает запросы практики, позволяет предвидеть новые явления, но при всей своей самостоятельности теория во многом зависит от практики, ищет в ней подтверждений или опровержений своих концепций - великий процесс восхождения мысли от абстрактного к конкретному. Практика оперирует непреложными, объективно-истинными фактами, хотя сами по себе они не могут решить проблемы. Гипотезы, предположения, интуитивные догадки могут рассыпаться, не выдержав критерия практики, но факты, послужившие основой для построения гипотез, остаются незыблемыми и лишь переходят из одной системы знания в другую. История развития теории управления с ее находками и поражениями, созданием новых оригинальных гипотез и отторжением их практикой подтверждает эту мысль. Наука располагает мощными средствами познания мира - методом анализа, т.е. расчленения явления на его составные части, свойства, ступени развития, и методом синтеза - обобщения, составления цельной картины изучаемого процесса. Анализ предшествует синтезу, их объединяет органическая, внутренне необходимая связь.

Теория управления персоналом или наука об административном управлении далеко не всегда может, к сожалению, опираться на дедуктивные и экспериментальные методы исследований, так как изучаемые явления нельзя изолировать от влияния внешней среды и побочных факторов. Помимо анализа и синтеза наука (и особенно искусство) располагает еще одним удивительным, таинственным инструментом - интуицией. Несомненно, что интуиция базируется на эмпирическом и теоретическом знании изучаемого явления, но внезапность срабатывания механизма интуиции, "озарение", остается загадкой, и надежда, что интуиция, как универсальная отмычка, способна вскрыть сейфы кладовых знаний, совершенно иллюзорна. Интуиция - результат напряженной работы человеческой мысли, постоянного, настойчивого поиска решения проблемы. Так было и со знаменитым яблоком Ньютона, и со сном Менделеева, и с музыкальными находками композиторов. Интуитивной находке еще предстоит пройти сложный путь от замысла, идеи, гипотезы до вердикта практики.

Поскольку управление является не только наукой, но и искусством, то роль интуиции в принятии управленческих решений особенно велика и ответственна, тем более что эти решения обычно принимаются при остром дефиците времени и обычно отмене не подлежат. Сейчас, когда наша страна находится в стадии мучительных поисков политических и экономических решений, особо важно, чтобы руководитель любого уровня понимал - успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством возможно лишь при знании научных основ управления и умении творчески применить эти знания, т.е. при владении искусством управления.

Наука и искусство управления имеют и свою неповторимую эстетику, созвучную готике и музыке, - порыв и полет фантазии, когда творческое озарение основано на солидном фундаменте целесообразности, точном расчете и математически строгой гармонии.

В практической деятельности управляющие находятся в постоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нетривиального решения придают управлению характерные черты искусства. Более того, ряд крупных ученых и практиков (Г. Кунц, С. О"Доннел и др.) категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является искусством: "Процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки (основ организованного знания в области управления) к реальностям любой ситуации". И далее, о роли науки в управлении: "Хотя деятельность по управлению - это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнут лучших результатов, если будут понимать и использовать лежащую в основе этого искусства науку. Когда важность результативности и эффективности группового сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что управление - важнейшее из всех искусств".

Во всех сферах человеческой деятельности наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. В управлении, когда в результате групповой деятельности любое решение отличается от альтернативных вариантов (если не целью, то методами), умение найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего. Вполне объяснимо, почему среди достижений мировой управленческой мысли особое место занимает один из высших разделов теории управления - искусство управления. Действительно, не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем, и любыми другими его видами, но знать основы искусства управления, стараться применять его важнейшие принципы и методы - обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня.

Кажется, что все есть у этого человека: глубокие профессиональные знания, жизненный опыт, трудолюбие, добросовестность, но стать настоящим, авторитетным лидером он так и не смог. Нужно что-то еще (это "что-то еще", это "чуть-чуть" так характерны для искусства!), чем обязательно должен владеть настоящий руководитель, и в первую очередь - это талант, да, именно талант, которым владеют мастера музыки, живописи, поэзии и прозы, без которого искусство превращается в ремесло.

Грамотный инженер, хорошо знающий технику и технологию на своем участке работы, но не владеющий специальными знаниями и опытом управленческой работы, сможет в лучшем случае стать средним, заурядным руководителем, но если у него хватит решимости уйти от своего узкого, ограниченного профессиональными рамками мировоззрения специалиста, проявить настойчивость в изучении принципов и психологических основ управления, то, обладая талантом руководителя, он может стать настоящим организатором производства и признанным лидером своего коллектива.

Руководитель должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости "человеческой инженерии" и владеть обширными гуманитарными, человековедческими знаниями. Альберт Эйнштейн отстаивал тезис о необходимости самой тесной связи науки и искусства; Нильс Бор аргументированно утверждал, что методы искусства расширяют и обогащают методы естествознания, а Луций Сенека пытался определить основные контуры особой науки - психагогики, которая должна была заниматься проблемами искусства управления душой человека.

Жизненный опыт каждого подскажет примеры удивительно тонкого владения мастерством общения и воздействия авторитетной личности на оппонента, на мнение группы. Мудрая мать, даже не имеющая высокого образования, авторитетно и объективно разберет и уладит семейный конфликт; судьба отдаленного кишлака или горного селения в надёжных руках аксакалов; талантливый актер или опытный оратор силой своего искусства могут буквально покорить своих слушателей.

В широком смысле термин "искусство" применим к любой сфере человеческой деятельности, когда какая-либо работа выполняется умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто и в эстетическом смысле. Искусство является составной частью более общих систем (эстетика, культура) и проявляется как способность к импровизации, высокое умение объединять отдельные элементы знания и интуиции в новые, ранее неизвестные комбинации, развивает творческое воображение, способствует нравственному самоопределению и самосознанию личности, формирует эстетические вкусы и идеалы. Если искусство есть деятельность, направленная на изучение и образное моделирование окружающего нас мира, то искусство управления отвечает этому принципу, так как руководитель должен постоянно исследовать возникающие реальные ситуации и творчески моделировать варианты принимаемого управленческого решения. Важная особенность искусства - способность хранить шедевры человеческой деятельности, являться уникальной памятью, хранилищем достижений человечества. Теория и искусство управления также имеют свою тысячелетнюю историю, и добытые по крупицам знания, опыт хранятся в нашей памяти.

Наука и искусство основаны на творчестве в отличие от репродуктивной деятельности, направленной на количественное воспроизведение достигнутого стандарта. Если в творчестве невозможен плагиат, то репродукция определяет любую оригинальность, своеобразие как брак. Величайший подиум ораторского искусства может быть превращен в постыдное ложе растления слова, гнусного надругательства над речью, единая грамматика и словарь лежат в основе чиновничьего циркуляра и "Моцарта и Сальери". Правомерность, уместность речевого стиля зависят от жизненной ситуации и от характера документа. Можно сказать, что "атмосферные явления в виде осадков принесет циклон из средиземноморской акватории, возможна гроза, ветер порывистый, временами сильный", и подобная информация Гидрометцентра привычна и уместна, но можно написать, что "тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город" - пример репродукции и творчества. Смелый прорыв в неведомое, талант первооткрывателя лежат в основе прогресса, однако и реализация великих открытий, развитие материальной культуры общества требуют не только репродуктивной деятельности, колоссальной концентрации ресурсов, но и истинно творческой активности многих незаурядных личностей.

Весьма поучительно рассуждал о взаимопроникающей связи науки и искусства крупнейший немецкий военный теоретик Карл фон Клаузевиц (кстати, в Отечественную войну 1812 г. служивший в русской армии). Хочется привести длинную выдержку из знаменитой книги Клаузевица "О войне", где он утверждал, что цель науки - знание, цель искусства - умение. "Умение не могло бы быть изложено ни в какой книге - значит искусство не должно бы служить заглавием какой-то книги. Но раз уже образовалась привычка объединять под одним общим названием теории искусства или попросту искусства все нужные для искусства знания (которые в отдельности могли бы составить законченные науки), то представляется последовательным проводить и дальше этот прин¬цип расчленения и называть искусством все то, что имеет своей целью созидательное умение, например строительное искусство, а наукой то, где целью является чистое знание, например математику, астрономию. Само собой понятно, что в каждой теории искусства могут заключаться отдельные научные построения. Как бы груба и наглядна ни была разница между знанием и умением в сложных результатах человеческого знания, проследить эти два начала в самом человеке и полностью разграничить их чрезвычайно трудно. Где творчество и созидание составляет цель, там царит искусство, наука же господствует там, где целью служит исследование и знание".

Теория управления не может дать готовые рекомендации для конкретных жизненных ситуаций, и каждый человек принимает решения, основываясь на интуиции и собственном опыте. Но любая импровизация опирается на глубокое знание законов, научно обоснованных и понятых человеком методов мастерства. В основе любого вида искусства лежат продуманные обобщения, возникающие в процессе творчества. По-настоящему можно понять произведение искусства, только постигнув законы композиции, законы творчества. Знание принципов управления делает выбор методов искусства управления более обоснованным и действенным. Кунц и О"Доннел в книге о системном и ситуационном анализе управленческих функций говорят: "Управление - это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерному делу или футболу. Но всякое искусство использует лежащее в его основе организованное знание (концепции, теории, принципы, методы) и применяет его с учетом реальной обстановки для достижения желаемого практического результата".

Искусство управления - способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и времени. В основе его лежат методология и принципы науки управления, которая, в свою очередь, является дисциплиной периода интеграции наук и опирается на достижения теории автоматического регулирования, теории информации, кибернетики, экономики и реагирует на изменения основных концепций политической жизни общества. Одновременно искусство управления впитало в себя мировые достижения психологии, логики, риторики, этики, философии, права, а также методы воздействия на алчность и социум различных религиозных конфессий (рис. 1).




Рис. 1. "Генеалогическое древо" искусства управления

Профессиональная подготовка кадров управления является одним из высокорентабельных вложений, поскольку лишь выполнив эту задачу, мы сможем подняться на уровень высших экономических достижений и преодолеть пропасть нищеты, в которую скатывается страна в последние годы. "В стране, которой хорошо управляют, стыдятся бедности. В стране, которой управляют плохо, стыдятся богатства", - говорил Конфуций две с половиной тысячи лет назад, и нам нужно научиться управлять страной хорошо.

На личностные особенности работника и его взаимоотношения с управленцами, потом – на более комплексное и рациональное, с учетом постоянных изменений, управление. Глава 3. Применение системного подхода в практике управления организацией 3.1 Разновидности системного подхода Существует несколько разновидностей системного подхода. Комплексный подход при анализе учитывает внутреннюю...



 

Управленческим персоналом, что значительно бы улучшило и ускорило обмен данными между ними.Таким образом, подводя итог, следует отметить, что на сегодняшний день в практике управления гостиницами необходимо применять варианты по совершенствованию качества управленческого труда в целях эффективного функционирования предприятия в целом, что положительно повлияет на качество предоставляемых услуг и...

Организацию (фирму) в единстве составляющих ее частей и их разновременной динамики. Методология системности помогла интегрировать вклад всех школ, в разное время доминировавших в теории и практике управления, не противопоставляя, а дополняя и пополняя известные управленческие новации. Ситуационный или кейзовый подход (кейз-ситуация) является и способом мышления и набором конкретных действий. ...

  1. Внутренняя и внешняя среда организации, характеристика факторов внешней и элементов внутренней среды организации. Золотое правило менеджмента………………………….………….3
  2. Информация в системе управления, ее виды, требования, предъявляемые к информации. Понятие «информационного поля» специалиста……………………………………………...……8
  3. Практические вопросы…………………………………………….11

Список использованной литературы………………………………….16

Внутренняя и внешняя среда организации, характеристика факторов внешней и элементов внутренней среды организации. Золотое правило менеджмента

Организация - группа людей, деятельность которых координируется для достижения поставленных общих целей. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление .

Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Отметим то, что организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

В состав внутренней среды входят элементы, взаимодействие которых помогает организации оставаться конкурентоспособной и рентабельной. Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе .

Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди. Точно проанализировав которые можно составить стратегию предприятия, способствующую его дальнейшему росту на отраслевых рынках.

Внешние переменные - это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений .

Среда существования организации делится на две части . Первая часть - «ближнее» окружение - непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Обычно оно включает клиентов, поставщиков, конкурентов, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и торговые ассоциации. Организация тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются управлять ее параметрами, воздействовать на «ближнее» окружение с целью изменения их в благоприятном для организации направлении.

Вторая часть - «дальнее» окружение - включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное. Это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности. Воздействие этих факторов на организацию труднее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение. Менеджеры не могут управлять параметрами «дальнего» окружения, но должны отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах.

Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и пер¬спектив развития важнейших с точки зрения организации субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и сово¬купности глобальных факторов внешней среды, на которые организа¬ция не может оказывать непосредственное влияние .

Целью анализа макросреды является отслеживание и анализ тен-денций или событий, неподконтрольных организации, которые могут повлиять на эффективность его деятельности. Поэтому при анализе внешней среды конкретного предприятия необходимо четко сформу-лировать цели анализа, чтобы обозначить границы сбора информации, которые могут быть широкими (сбор информации обо всех факторах макросреды страны, отрасли), либо более узкими (факторы, оказыва-ющие влияние в рамках конкретного региона, географического рынка и т.д.).

Проведя анализ внешней среды и получив данные о представля-ющих опасность или открывающих новые возможности факторах, ру-ководство должно оценить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасно-стями .

Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаклю¬чение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, мно¬гочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, поло¬жим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, несколь¬ких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии.

Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, исполь¬зующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспече¬ния менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показате¬лю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быст¬рое развитие, чем организация, которой все это не касается.

Нужно обязательно помнить о том, что внешняя среда не постоянна, в ней все время происходят изменения. Многие исследователи указы¬вали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоро¬стью .

Существует большое количество методов анализа внутренней и внешней среды организации, к основным из них относятся такие как: РЕSТ-анализ макроокружения, анализ микроокружения на основе модели пяти сил конкуренции М. Порте¬ра; SNW-анализ; матрицы угроз и возможностей; профиль среды; SWОТ - анализ; метод «5 х 5» и другие .

Так же нужно отметить то, что в последнее время большинство управленцев обращаются к золотому правилу менеджмента, которое гласит, что для абсолютного успеха компании каждому ее сотруднику нужно четко знать свою роль и свои действия на предприятии .

Хорошо известно, что состав руководства и стиль управления компанией напрямую влияет на ее успех. Еще 50 лет назад во всем мире теория управления понималась исключительно с позиции иерархии – во главе стоял исполнительный директор, который давал поручения менеджерам, а те распределяли задания подчиненным. Но со временем такая модель стала неэффективной. В первую очередь потому, что порождала бюрократию, неоперативное принятие решений, а это, в конечном итоге, негативно сказывалось на бизнесе. Сейчас же, особенно на Западе, активно используют преимущества командной работы. Главное - правильно определить роль каждого члена команды. Секрет прост – необходимо применять ту роль, которая типична для того или иного человека.

Теория командных ролей Рэймонда Белбина в 80-годы прошлого века произвела революционный переворот в подходе к управлению персоналом. Она построена на том, что любая, даже самая маленькая компания, должна использовать преимущества командной работы, где каждый играет только свою роль. Каждая роль имеет преимущества и недостатки. Причем абсолютно не страшно, если слабости допустимые. Но, если в процессе работы они трансформируются в недопустимые, то с таким сотрудником лучше расстаться .

Таким образом, мы видим, что анализа внутренней и внешней деятельности организации помогают оценить в комплексе все положительные и отрицательные стороны организации, что также повлияет в дальнейшем на тактику деятельности предприятия.

Информация в системе управления, ее виды, требования, предъявляемые к информации. Понятие «информационного поля» специалиста

Информация в системе управления – это осмысленные, переработанные данные, которые используются для решения различных управленческих задач.

Все сведения, входящие в это понятие, отражают события, явления в организации и за ее пределами, то есть показывают нам историю взаимодействия элементов внутренней и внешней среды друг с другом и с окружением.

Выделяют следующую классификацию видов информации :

1) статистическая;

2) административная информация (данные);

3) массовая информация;

4) информация о деятельности государственных органов власти и органов местного и регионального самоуправления;

5) правовая информация;

6) информация о человеке;

7) информация справочно-энциклопедического характера;

10) социологическая информация.

Существует множество способов передачи информации, но требования к ней всегда остаются неизменными, а именно всегда ценится и выходит на первое место :

1) Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта.

2) Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

  1. преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;
  2. искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.

3) Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

4) Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

5) Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.

6) Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

Таким образом, самая ценная информация – объективная, достоверная, полная, и актуальная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека.

Нужно обратить внимание так же на то, что специалисту очень важно правильно оперировать различными потоками информации. А для этого нужно жить своей профессией. Нельзя не сказать о том, что в нашем случае не человек выбирает профессию, а она его. Потому что не каждый может найти подход к людям, быть настойчивым и в то же время гибким к изменчивым условиям среды.

Поэтому вокруг специалиста как бы создается специальное «информационное поле», где содержится информация о человеке, о его мировоззрении и принципах. Ментально считывая такую информацию с человека, можно относится к нему на подсознательном уровне либо положительно, либо сразу чувствовать неприязнь.

Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, что работа с информацией это очень ответственное дело, которое требует полной отдачи от специалиста и привязанности к своей специальности. При обработке информации человек сталкивается с разными ее видами, в том числе и с документационной информацией. Например, мне на практике приходилось работать с составлением информационных писем, протоколов и договоров. Анализировать и прорабатывать приказы и постановления. Что в свою очередь требует полной концентрации и знания дела.

Практические вопросы

Задача 48. Ответ:

1) Из статьи 65 ТК РФ следует, что работодатель имеет право требовать только те документы, которые указаны в названной статье или в иных законодательных актах. То есть в любом случае требование предъявить какие-то документы, конкретно не предусмотренные трудовым законодательством, неправомерно.

Согласно ст. 65 ТК РФ работник при приеме на работу предъявляет следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

Кроме того, военнообязанные лица и лица, подлежащие призыву на военную службу, обязаны предъявить документы воинского учета. Если работа требует от работника определенных специальных знаний, специальной подготовки, то предъявляются также документы об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.

Так же важно обратить внимание на то, если лицо поступает на работу впервые, то трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

Если работник устраивается на работу по совместительству и не желает вносить в трудовую книжку сведения о такой работе, то он может ее и не предъявлять.

Следует также отметить, что ст. 65 ТК РФ не предусмотрена подача заявления о приеме на работу, хотя на практике во многих организациях этот порядок сохранился. Заявление само по себе не влечет никаких правовых последствий, поэтому в данном вопросе следует исходить из сложившейся в организации практики.

Добавим, что в ряде случаев с учетом специфики работы ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ может быть предусмотрена обязанность предъявления иных дополнительных документов, не указанных в ст. 65 ТК РФ (например, медицинского заключения о состоянии здоровья или справки из налоговых органов о доходах).

2) Придя в новую организацию, любой главный сотрудник начинает с того, что принимает дела у своего предшественника. Как правильно осуществить передачу дел? Определенных для этого правил законодательством не предусмотрено. Но тем не менее в данной ситуации вопросов возникает очень много, например, как документально оформить порядок приема-передачи дел?

Итак, мы приступаете к работе, а руководитель организации отводит на передачу дел совсем немного времени. С чего начать?

Один из вариантов: пригласить аудитора. В ходе аудиторской проверки допущенные ошибки будут выявлены и исправлены. Данный вариант идеален, но, к сожалению, трудновыполним, поскольку требует от организации больших финансовых затрат. Руководителей, которые готовы оплатить аудиторскую проверку при смене старого сотрудника и вступлении на должность нового, найдется немного.

Наиболее распространенный вариант передачи дел - самостоятельная их приемка вновь принятым новым сотрудником от его предшественника.

А самое главное, это присмотреться к коллективу, к атмосфере, которая царит в компании. Внимательно проанализировать роли, которые занимают люди в этой компании (согласно золотому правилу менеджмента). Изучить учредительные документы и учетную политику магазина, наладить контакты с коллективом, главное быть открытым и общительным, быть готовым к современному меняющемуся миру и различным «закаляющим» ситуациям.

3) Основными направлениями работы по улучшению рентабельности, повышению товарооборота и культуры обслуживания будут следующие меры:

1) повышение мотивации сотрудников (премии, добавки к зарплате, отпуска);

2) вовлечение сотрудников в процесс управления (партисипативность);

3) разработать совместный культурный досуг работников для сплочения коллектива;

4) устраивать сначала «день вежливости» для клиентов, чтобы постепенно такая манера поведения вошла в привычку для сотрудников;

5) утренние «пятиминутки»;

6) создать благоприятные условия для работы сотрудников и для их отдыха.

Таким образом, изучив и проанализировав все аспекты данной профессии и предприятия, можно составить стратегию повышения не только деятельности магазина, но и его культурного обслуживания.

Задача 41. Ответ:

Комплимент - это особая форма похвалы, выражение одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами, удачно сказанным словом. Облеченный в вежливую форму, он всегда доставляет удовольствие - в каждом из нас есть хоть немного себялюбия и тщеславия.

Комплименты составляют немаловажное подспорье для создания приятного настроения в обществе. Комплимент должен быть легким, игривым, простым, естественным и, главное, правдивым. Если говорить комплименты нечасто и притом умно и тонко, они придают беседе желаемую грациозность. Наоборот, когда в комплиментах слышатся подготовка, претензия или напыщенность, то они становятся смешными и пошлыми.

В нашем случае плохое слушание является антикомплиментом, потому что именно неумение слушать чаще всего является главной причиной неэффективного общения, приводит к ошибкам, недоразумениям и проблемам. Наиболее типичные ошибки слушания, о которых нужно знать:

1) Перебивание собеседника во время его сообщения. Большинство людей перебивают друг друга неосознанно. Руководители обычно перебивают подчиненных, а мужчины - женщин.

2) Поспешные выводы приводят к тому, что собеседник занимает оборонительную позицию, мешающую конструктивному общению.

3) Поспешные возражения заставляют собеседника готовить возражения, когда он не согласен с позицией говорящего. Способность воспринимать слова и мысли партнера в этот момент резко ослабевает.

4) Непрошеные советы обычно дают люди, не способные оказать реальную поддержку и помощь.

Таким образом, плохое слушание может стать серьезной причиной налаживания хороших отношений.

Аттракция же – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.

Так же можно выделить следующие приемы аттракции помимо комплимента:

1) формирование аттракции по обращению к человеку по имени (демонстрирует внимательное отношение, удовлетворяет потребность в признании. У человека это вызывает положительные эмоции).

2) прием эффективной самоподачи (внешние данные, стиль одежды, качество одежды).

3) “зеркало отношений” - невербальные средства общения, когда человек пытается скопировать все движения другого человека, что настраивает их на одну волну общения.

4) использование уточняющих вопросов при разговоре. Нужно показать заинтересованность в том, о чем говорит ваш собеседник. Переспросить, значит показать то, что вы действительно слушаете.

5) улыбка. Улыбка является завуалированным комплиментом. Дружеское расположение рождает ответное расположение.

6) дистанция. Исследования, проведенные американским ученым Э. Халлом в области проксемики, показали, что существует прямая связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве. Оптимальное расстояние между собеседниками зависит от их индивидуальных черт и ситуативных параметров.

7) взгляд. Визуальный контакт является исключительно важным для аттракции. Глядя на говорящего, слушатель, во-первых, проявляет заинтересованность, а во-вторых, сосредотачивает внимание на говорящем, что способствует взаимопониманию.

Таким образом, мы видим, что производит благоприятное впечатление на человека – это целая наука, со своими законами, принципами и приемами.

Список использованной литературы:

  1. Афоничкина А.И. Основы менеджмента/ под ред. А.И. Афоничкина. – СПб.: Питер, 2007. – 528с. – (Серия «Учебник для вузов»).
  2. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебное пособие/ А.И. Ильин. – 6-е изд.,перераб. и доп. – М.: Ноаое знание,2005. – 656с. – (Экономическое образование).
  3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс/ пер с англ.под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2004. – 496с.
  4. Шеметов П.В. Менеджмент: управление организационными системами: Учебное пособие. – М.: Издательство «Омега-Л», 2007. – 406с. – (Высшая школа менеджмента).
  5. Шепеленко Г.И. Организация и планирование производства на предприятии: 100 экзаменационных ответов/ Экспресс-справочник для студентов вузов. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 336с.
  6. www.iteam.ru/publications
  7. www.ippnou.ru/article
  8. www.wikipedia.org