Добрый день, друзья!
Сегодня мы поговорим о дошкольном воспитании в Японии. Часто можно встретить информацию об уникальном японском методе воспитания детей и как аргумент в пример приводится цитата: «до пяти лет ребенок король, с 5 до 15 — раб, а после 15 — равный». Различные интерпретации данного высказывания есть и у других народов. Разумеется, не следует это философское высказывание понимать буквально. Но действительно жизнь ребёнка делится на несколько периодов и первый - это когда малышом восхищаются, лелеют, балуют. С возрастом помимо удовольствий у ребенка появляется ответственность за свои поступки и ряд обязанностей; достигнув определенного этапа взросления, вчерашний ребенок становится полноправным и равным членом общества. Всё это гармонично и последовательно прослеживается в системе образования детей в Японии.
История развития системы образования, в том числе дошкольного, уходит корнями в эпоху Мэйдзи. В 1876 году в Японии был открыт первый детский сад для состоятельных семей. Детские сады были призваны создать среду взаимодействия, которая способствовала бы умственному и физическому развитию детей, и хотя роль матери в воспитании детей универсальна, но общение детей одного возраста, в том числе и общение с воспитателем, совместная игра и совместная работа способствуют здоровому и гармоничному развитию ребенка, которое невозможно получить в домашних условиях. Широкое распространение дошкольное воспитание на государственном уровне получило только после 1961 года. Сегодня же практически каждый японский ребенок посещает детский сад или центр по уходу за детьми.
Для японского общества характерна доброта и любовь к детям, основным и главным источником такой любви является женщина. До недавнего времени в японской семье женщина считалась хранительницей очага, заботливой женой и любящей матерью, в обязанности которой входило гармоничное воспитание ребенка. В последнее время ситуация меняется - японцы всё позже заключают браки и всё чаще женщина желает или вынуждена работать. Тем не менее основная часть японских мам воспитывает детей до трехлетнего возраста в домашних условиях и затем отдает ребенка в детский сад для так называемой социализации. Какие есть виды дошкольных учреждений в Японии, рассмотрим ниже.
Дошкольное образование в Японии представлено следующим образом:
- детские ясли, центры по уходу за детьми (保育所) hoikuen,
- детские сады (幼稚園) yōchien,
- специальные учреждения для инвалидов (特別支援学校).
Несмотря на то что дошкольное образование не является общеобязательным, тем не менее детские сады и детские ясли пользуются большим спросом и, как правило, чтобы устроить ребенка в детский сад, необходимо заблаговременно побеспокоиться об этом. В среднем в очереди на получение места в детском саду стоят 25 тысяч детей.
В детский сад в Японии ребёнка можно определить с трех лет либо, что бывает чаще, с четырёх, продолжительность дошкольного обучения составляет три года, затем ребенок поступает в начальную школу.
В детские ясли (центр по уходу за детьми) ребёнка можно устроить с трех месяцев, но это мероприятие очень непопулярное среди японцев, так как у женщины, отдавшей ребёнка в ясли в столь раннем возрасте, должны быть серьёзные аргументы. И такая женщина со стороны общества выглядит недостаточно хорошей матерью, а мнение окружающих людей для японцев является определяющим. В детские ясли в Японии принимают детей только работающих родителей. Для этого в муниципалитет необходимо предоставить справки о том, что родители работают и что нет других членов семьи, которые могут ухаживать за ребенком. Детские ясли предназначены для присмотра за детьми, в их деятельности не предусмотрены образовательные программы и, соответственно, они подчиняются Министерству здравоохранения, труда и благосостояния, а не Министерству образования, культуры, спорта, науки и технологий, как все образовательные учреждения.
Вопрос об устройте ребенка в дошкольное учреждение решается муниципалитетом, независимо от типа учреждения (государственный или частный). Обратившись в мэрию, родители получают атлас детских садов (яслей), со схемой проезда, с данными о количестве мест в дошкольном учреждении. Предварительно родители могут посетить детский сад, пообщаться с персоналом и выбрать понравившийся садик, но последнее слово останется за муниципалитетом, в случае наличия свободных мест родитель получает разрешение на зачисление в детский сад (ясли). Устроить ребенка в садик можно в любое время года, но с 1 апреля таких мест становится гораздо больше в связи с тем, что начинается учебный год и часть выпускников-дошколят поступают в начальную школу.
Следующий вопрос, который стоит перед родителями, в какой детский сад устроить ребенка?
В систему дошкольного образования в Японии входят учреждения следующего типа:
- государственные, префектурные, муниципальные,
- частные.
Также существуют детские сады при школах и университетах. То есть начиная с детсадовского возраста для ребенка уже определяется его дальнейшее обучение. Такие специализированные детские сады дают преимущество для поступления в соответствующую престижную школу и в дальнейшем в университет.
Для формирования успешного будущего ребёнка родители придерживаются последовательной политики в выборе дошкольных и учебных заведений, начинается это с устройства ребёнка в престижный детский сад, затем в лучшую начальную школу, в среднюю - и так, пока не вырастет ребёнок. Для того, чтобы ребенок получил в итоге достойную профессию и соответственную заработную плату, родители практически с самого его рождения вынуждены вкладывать в образование большие деньги.
Если же семья по каким-либо причинам не отдаёт ребенка в детский сад, то мама должна сама обучить его всему, что требуется для поступления в школу.
Более 80% в системе дошкольного образования в Японии составляют частные детские сады и центры присмотра за детьми.
Большой разницы между государственным и частным дошкольным образованием в Японии не существует. Система и подход к образовательному процессу строится на одних принципах в соответствии с Основным законом об образовании 2006 года. Также оплата за содержание ребенка в детском саду государственной или частной формы собственности зависит только от дохода родителей — чем выше доход семьи, тем выше будет плата за детский сад. В среднем оплата колеблется от 100 долларов для малоимущих, до 500 долларов для состоятельных семей. Для детских яслей (центров присмотра) имеет значение ещё и возраст ребенка - чем младше чадо, тем выше стоимость. Но всё же оплата за частный сад выше и помимо ежемесячной оплаты включает в себя вступительный взнос, который может доходить до 1000 долларов.
Также придётся заплатить за форму, которая обязательна во всех детских садах. Каждый детский сад имеет свою форму: одинаковые штанишки, юбочки, кофточки, рубашки, шляпки и ранцы. Ношение формы является обязательным.
Качество воспитания и содержания ребёнка в дошкольном учреждении в большей мере зависит не от того, частный сад или государственный, а от конкретного садика, района, в котором он расположен, и педагогического коллектива. Наполняемость групп также очень разная и колеблется от восьми до 30-40 человек.
Часы работы дошкольных учреждений Японии различны, так, к примеру, государственные детские сады бывают двух видов — детский сад на полный день, режим работы такого садика ежедневный плюс суббота (неполный день). В такой сад ребёнок может быть принят в том случае, если оба родителя работают более чем четыре часа в день. Утро в садах, как правило, начинается в восемь часов, забрать ребенка можно в любое время до 17 часов, за дополнительную плату за ребенком могут присмотреть до 19 часов. И вторая разновидность детского сада - сад, в который принимают детей на полдня.
В случае непредвиденных ситуаций, например, объявления штормового предупреждения, родители обязаны забрать детей из дошкольного учреждения.
В детских садах вовлеченность родителей в воспитательный процесс очень высока. Для наших граждан, привыкших отдавать детей в садик рано утром и забирать после работы, очень непривычно и сложно привыкать к режиму работы детских садов в Японии, так как в процессе воспитания детей требуется постоянное присутствие и активное участие родителей. Ребенок без родителя бывает не больше двух, максимум четырёх часов. При этом воспитание проводится не только детей, но и родителей.
В детских яслях практикуется ведение тетрадей, в которых воспитатель делает записи о деятельности ребёнка в течение дня: как спал, ел, как себя чувствовал и так далее, ответную реакцию ждут и от родителя. Педагоги и родители записывают интересные наблюдения и своё мнение о воспитании конкретного ребенка. Весь процесс воспитания детей построен на тесном сотрудничестве педагога и родителя. Но надо отметить, что педагог (воспитатель) в данном процессе ведущая сторона. Он может указать на недостатки и упущения, которые, по его мнению, допускают родители в воспитании детей, и его слова не просто должны быть приняты к сведению, а являются руководством к действию. Педагогическим коллективом дошкольных учреждений проводится обучение родителей методам воспитания детей, регулярно проходят родительские собрания. Мамы детей, как правило, часто общаются между собой, создают "мамские" комитеты для решения различных вопросов, посещают спортивные дни, дни наблюдений и другие мероприятия, организуемые в детских учреждениях.
Но прежде всего дошкольное воспитание японских детей начинается с дома, именно родители прививают своим детям определенную манеру поведения, своими действиями и поступками учат детей доброте, вежливости, отзывчивости и самостоятельности. Эмоциональная связь ребенка с матерью очень высока и потерять хорошее расположение мамы для него страшнее любого наказания. В японских семьях, как правило, ребенка никогда не наказывают и не говорят слово "нет", вместо этого может прозвучать фраза, что действия ребенка могут расстроить маму, папу либо кого-то ещё, также в воспитательных целях используется выражение, что действие ребенка может не понравиться кому-то. Этот кто-то на протяжении всей жизни японца незримо находится рядом, и для японца очень важно общественное мнение.
Основы воспитания, заложенные в семье, развиваются в условиях коллективного сотрудничества детей. Воспитатель, обучая детей взаимодействию, создает небольшие группы — хан, в этих группах дети учатся навыкам коммуникации и самостоятельности. Детей учат выражать своё мнение, при этом прислушиваясь и считаясь с мнением других участников группы, дети сами создают уют и порядок в своих группах, убирают, ухаживают за цветами, даже готовят себе самостоятельно обед. Таким образом детей обучают групповому поведению. В случае ссоры или драки между участниками группы воспитатель не спешит вмешиваться, так как считает, что ребенок сам должен научиться разрешать конфликты, и это поможет ему стать сильнее.
В процессе дошкольного воспитания происходит постоянная смена групп и воспитателей. Это необходимо для того, чтобы ребенок не привыкал к одним людям, к одной обстановке, а учился жить в обществе. Дети в садах обучаются письму, чтению, но самое главное в посещение детского сада - это социализация ребенка. Его учат жить в группе, жить интересами группы.
Дошкольное образование в Японии включает в себя пять направлений, это:
- социальные отношения,
- здоровье, безопасность,
- язык,
- окружающая среда,
- выражение чувств.
Благодаря принципам такой государственной политики в области дошкольного и школьного образования японским детям прививаются навыки занятия спортом и закаливания. Нередко на японских улицах можно встретить малыша в октябре в садовской форме, в коротких шортиках, практикуется хождение детей босиком в холодное время года. Детей учат общению в семье и в обществе, быть самодостаточными и развивать в себе новые навыки, изучая народные сказки и читая книги, детей приучают к языку и культуре. Принципы дошкольного воспитания в Японии призваны вырастить здорового, самостоятельного, всесторонне развитого, знающего и любящего свою культуру и страну члена общества.
В детских садах предусмотрены и образовательные программы, помимо письма и чтения происходит обучение пению, проводятся спортивные соревнования, регулярно устраиваются походы. Но при всем этом все эти мероприятия проводятся с целью развития чувства коллективизма у ребёнка. Если петь - то хором, сольное пение категорически не приветствуется, если проводятся соревнования - то выигрывают все или группа, но не в коем случае не конкретный ребёнок.
Регулярные коллективные походы на целый день проводятся с целью развития выносливости и изучения своего региона. Японские дети очень тонко чувствуют и любят природу. Наверное поэтому в Японии так популярны праздники и фестивали деревьев, природных явлений и другие национальные праздники. Ребятишки, которым с детства привили любовь к красоте и научили пониманию природы, проносят это через всю свою жизнь.
При всех положительных моментах в воспитании детей в Японии, за пределами страны существует расхожее мнение, что японцам чрезмерно привито чувство коллективизма, которое стирает их индивидуальность. Человек, проявляющий свою индивидуальность, не очень приветствуется в японском обществе. Это не означает, что в Японии все как один и не «высовываются», нет, стоит посмотреть только на фотографии молодежи - сразу видно, что это достаточно яркие и раскрепощенные молодые люди, но они живут и позиционируют себя группами, и это определённая ступень их взросления. Закончив школы и институты, яркая и неординарная молодежь вливается в ряды законопослушных и трудолюбивых граждан Японии.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через