Мнение эксперта: цифровизация Казахстана, будущее и настоящее

Мнение эксперта: цифровизация Казахстана, будущее и настоящее
фото: Роман ПОПОВ (сгенерировано с помощью нейросети)

Цифровые технологии развиваются с невероятной скоростью. И не просто меняют отдельные аспекты научно-технического прогресса, а влияют на жизнь каждого в глобальном плане. Цифровым становится всё: документы, деньги, обучение, изображения, музыка, сама наша реальность. 

Качество жизни современного человека во многом зависит не только от его уровня достатка, окружения и условий проживания, но и от степени его цифровой грамотности и уровня цифровизации страны, в которой он находится. И с каждым годом последние показатели все больше влияют на жизнь людей. 

В Казахстане, например, уже сложно представить, что когда-то за всеми справками, выдаваемыми государственными структурами, приходилось стоять длинные очереди, да еще и собирать документы по разным учреждениям. Сегодня практически всё, что нужно, можно получить в одном месте. А значительную часть документации и вовсе увели в онлайн. Ходить никуда не нужно, даже удостоверение личности принимают в цифровом виде.

Но один из самых резонансных прорывов в сфере IT произошел совсем недавно, когда на весь мир прогремела разработанная в Open AI языковая модель на основе генеративного интеллекта ChatGPT. И теперь можно в реальном времени наблюдать, как меняется мир.

  

Искусственный интеллект внедряется практически во все сферы жизни. И он стал доступен не только специалистам, но и обычным пользователям:

  • домохозяйки могут попросить в ChatGPT совета, что приготовить на ужин; 
  • новички в фитнессе могут попросить составить им правильное расписание занятий; 
  • изучающие иностранный язык могут вместо репетитора использовать искусственный интеллект.

Прогресс уже не остановить. Похоже, это новая часть нашей повседневной реальности, к которой нужно приспосабливаться как можно быстрее.

Конечно же, больше всего новые технологии оценили представители бизнеса всех уровней. Цифровизация в значительной мере облегчает жизнь предпринимателей, позволяя экономить самых ценный для них ресурс – время. 

В частности, огромную пользу в этом плане приносят облачные сервисы, к которым можно обратиться из любой точки мира, обменяться данными, или сохранить их, передать партнерам, превосходя на голову тех, кто привык действовать по старинке.

Локомотивом подобных передовых технологий является компания Microsoft. Наша редакция задала несколько вопросов Сергею Лещенко, региональному менеджеру Microsoft CIS, любезно поделившемуся информацией и своими взглядами как на глобальную цифровизацию, так и на развитие IT-сферы в Казахстане.

- Насколько высоко можно оценить Казахстан в плане цифровизации? Например, многие отмечают, что Kaspi и Egov не имеют аналогов. Каково ваше мнение по поводу уровня цифровизации в нашей стране?

- Казахстан активно работает над развитием цифровизации в различных сферах: от сектора финансовых услуг и государственного управления до образования, а также запускает цифровые инициативы, направленные на продвижение на улучшение качества жизни граждан благодаря использованию цифровых технологий. На сегодняшний день страна занимает 28-е место среди стран мира в рейтинге ООН по по электронному правительству благодаря сервису Egov, предоставляющему удобные онлайн-сервисы. Как вы отметили, Kaspi с его широким спектром финансовых услуг также является отличным примером успешного цифрового развития. 

Казахстан – перспективный рынок технологических инноваций в Центральной Азии со значительными возможностями для роста. И цифровые технологии, такие как облако, искусственный интеллект, большие данные уже и будут играть жизненно важную роль в преобразовании этого роста. 

Microsoft поддерживает правительство и народ страны в цифровых инновациях, программе повышения квалификации в области технологий и национальной облачной стратегии на пути к реализации потенциала регионального лидерства Казахстана в технологическом секторе. Например, в прошлом году Microsoft присоединилась к Совету иностранных инвесторов, учреждённому президентом Казахстана, чтобы делиться своим опытом и ускорить цифровую трансформацию страны на пути к более экологичному и конкурентоспособному будущему.

- Насколько доверяют облачным технологиям в мире? Есть ли данные о степени доверия в разрезе мировых регионов?

- Уровень доверия к облачным технологиям в мире высок, и это подтверждается конкретными цифрами. Так, согласно исследованию IDG, проведенному среди лидеров IT-предприятий, 85% респондентов больше уверены в безопасности данных и рабочих процессов, используя облачную инфраструктуру, чем локальные сервисы. 95 % компаний из списка Fortune 500 пользуются надежными облачными службами Azure. Согласно исследованиям EY, в Казахстане пока всего 31% организаций используют облачные технологии.

Во время пандемии облачные технологии стали спасательным кругом для организаций. Нам всем пришлось ускоренно адаптироваться к новым реалиям, и неотъемлемой их частью стала удаленная работа. С ростом диджитализации работы выросло также и количество угроз безопасности, которые в свою очередь отсрочивают инновации. Поэтому лидеры сферы IT обращаются к облачным провайдерам за поддержкой. И главное требование в этом отношении – контроль доступа к информации при использовании облачных сервисов. Когда провайдеры могут обеспечить требования клиентов, растет доверие к облачным технологиям, соответственно, уменьшается количество опасений и увеличиваются инвестиции в облачную инфраструктуру и решения.

Конечно, степень доверия может разниться в регионах и индустриях из-за таких факторов, как нормативно-правовая среда, технологическая зрелость региона или специфика отрасли.

Говоря об усилиях Microsoft по развитию облачных решений и укреплению доверия к ним, компания неотступно следует своим обязательствам по обеспечению безопасности и конфиденциальности данных своих клиентов, пользующихся облачными сервисами и решениями на базе искусственного интеллекта, а также внедряя новые инструменты, такие как системы управления рисками ИИ, принятие практик кибербезопасности, учитывающих уникальные риски, связанные с развитием ИИ.

 

- Действительно ли порог вхождения в сферу информационных технологий сейчас снижается? Есть ли примеры карьерного успеха в этой сфере для людей без соответствующего образования, например, возрастом старше 40 лет?

- Начать карьеру в области информационных технологий сегодня действительно становится проще. Много людей не имея «традиционного» образования в IT переходят в эту сферу. Индустрия IT включает в себя множество областей: от разработки программного обеспечения, сетевой безопасности до администрирования систем и анализа данных. Важно выбрать то направление, которое вам наиболее интересно, и, конечно, заниматься самообразованием. К примеру, Microsoft совместно с LinkedIn реализуют программу "Навыки для работы", предоставляя бесплатный доступ к 350 курсам и шести сертификатам "Основы карьеры" по шести самым востребованным профессиям в цифровой экономике на LinkedIn Learning, чтобы помочь людям продвинуться в своем профессиональном развитии. В Казахстане с момента запуска инициативы в 2020 году уже более 23 000 человек приняли участие в бесплатном обучении.

Кроме того, сегодня существует стереотип о том, что с развитием ИИ будет сложнее трудоустроиться, в том числе в сфере IT. Но если обратиться к статистике, большинство людей видит в развитии ИИ скорее возможности, чем риски. Так, по итогам исследования Microsoft Work Trend Index, 64% респондентов отмечают, что им не хватает времени и сил для выполнения своей работы, а 60% руководителей организаций по всему миру уже ощущают последствия этого, говорят о том, что отсутствие инноваций или прорывных идей в их командах вызывает беспокойство. В этом контексте многие уже ищут решения на базе ИИ, которые помогут решить эти сложности. Так, 76% опрошенных отмечают, что им было бы удобно использовать ИИ для решения административных задач, 79% видят потенциал в аналитических функциях ИИ. Люди также ищут инструменты с ИИ, который помогает найти нужную информацию и ответы (86%), подвести итоги встреч (80%) и спланировать свой день (77%).

Кроме того, по нашим данным, на сегодняшний день 46% всех новых программных кодов разрабатываются при помощи ИИ, 96% разработчиков отмечают, что могут работать с повторяющимися механическими задачами быстрее,  и еще 75% из них говорят о большем фокусе на сложных задачах благодаря технологиям ИИ, в частности инструменту GitHub Copilot, совместно разработанному GitHub и OpenAI.

Microsoft усиленно работает над тем, чтобы внедрение искусственного интеллекта не повлияло на трудоустройство, но создавало возможности для масштабирования бизнеса. Мы ответственно подходим к созданию ИИ, который будет положительно влиять на продуктивность и эффективность сотрудников, делегируя механические, но энергозатратные задачи ИИ. Мы также верим, что с интеграцией ИИ появятся новые профессии и рабочие места, как это происходило во время других крупных технологических прорывов, например с изобретением телефона или интернета.

- Microsoft, пожалуй, наиболее активно внедряет AI в огромную часть своих продуктов. Интересно ваше мнение относительно будущего AI. Действительно ли скоро сложно будет представить мир без этой технологии? 

- Искусственный интеллект кардинально меняет то, как мы взаимодействуем с технологиями, делает этот процесс более интуитивно понятным и персонализированным. Я соглашусь, что в будущем действительно будет сложно представить мир без ИИ, так как он становится неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.

В Microsoft мы работаем над оценкой и разработкой ответственных и безопасных стратегий ИИ. К примеру, в новом обновлении Windows 11, вышедшем в сентябре, доступен сервис Copilot, который помогает выполнять задачи быстрее и легче. Сервис помогает анализировать электронную корреспонденцию, делать заметки во время встреч, анализировать данные для определения важных тенденций и даже проводить презентации и помогать в обучении.

Кроме того, вместе с нашей партнерской экосистемой мы создаем генеративные решения, которые открывают возможности повышения производительности и инноваций для организаций во всем мире. Во многих случаях мы внедряем инновации и совместно разрабатываем индивидуальные решения ИИ непосредственно с нашими клиентами из разных сфер: уже сегодня мы помогаем медицинским работникам и поставщикам услуг сосредоточиться на уходе и поддержке пациентов посредством безопасной автоматизации данных и обучения, расширяем права и возможности госслужащих, волонтеров некоммерческих организаций, студентов и преподавателей для улучшения социального воздействия и экономии затрат с помощью данных и искусственного интеллекта, предоставляем сотрудникам и клиентам финансовых услуг возможности ИИ для более персонализированного взаимодействия, работникам производств – данные и аналитическую информацию на основе ИИ для улучшения поддержки клиентов и оптимизации сложных операций, и многое другое.

Как видно, цифровизация стала неотъемлемой частью развития современной цивилизации. И чем скорее получится окунуться в изучение этой сферы деятельности, тем больше пользы можно будет извлечь для себя.

Важно помнить, что новые технологии, в том числе и искусственный интеллект – это лишь инструмент в наших руках, а в каких целях он будет использоваться – во благо ли, либо во зло – это решать самим нам.

 Роман ПОПОВ