Бизнес и общество: пути взаимодействия

Бизнес и общество: пути взаимодействия

 

Бизнес и общество: пути взаимодействия

Население страны ждет решения социальных проблем общества как от власти, так и от бизнеса.

Перед государством стоит целый ряд политических, экономических и социальных задач. 

На сегодняшний день актуальной является тема взаимодействия и партнерства государства, бизнеса и общества.

Как общество оценивает возможности такого альянса?  Общество осознает, что бизнес играет по тем правилам, которые ему устанавливает политическая элита. Единственное оружие против произвола – перемещение конфликта бизнеса и бюрократии в публичное пространство, открытое общественному контролю.

Но бизнес — это тоже часть общества, которая заинтересована в его стабильности и процветании. И экономический кризис, на который сегодня так часто ссылаются, на самом деле обязывает и государство, и общественность, и бизнес еще раз спросить друг друга: как каждый из нас может еще более ответственно относиться к своей роли в развитии нашего общества, нашего общего будущего?

Для этого необходимо развивать инструменты и площадки для эффективного общения общества, бизнеса и власти.

Корпоративная благотворительность и социальное партнерство — это не что иное, как стратегия создания устойчивого и положительного взаимодействия бизнеса с обществом и властью с целью понимания потребностей, создания взаимовыгодного диалога и развития этого самого общества. Во всем мире существует такая концепция: если ты сильный, крепко стоишь на ногах, бизнес у тебя развивается, то ты просто обязан протягивать руку помощи тем, кто нуждается в помощи, кто слабее тебя.

В начале ХХ века возникла доктрина капиталистической благотворительности, согласно которой преуспевающие организации обязаны жертвовать часть своих средств на благо общества.

 Э. Карнеги инвестировал 350 млн долл. в социальные программы и построил более двух тысяч публичных библиотек.

   Дж. Д. Рокфеллер пожертвовал 550 млн долл. в Фонд Рокфеллера.

    С 1950-х годов концепция социальной роли бизнеса стала меняться. В книге «Социальная ответственность бизнеса» Х.Р. Боуэн описал, как концепция социальной ответственности применима к бизнесу и какие социально-экономические выгоды могут возникнуть благодаря признанию важности социальных целей при принятии деловых решений.

Данный подход также подразумевает, что общество ожидает от современных организаций не только высоких экономических показателей, но и больших успехов в деле достижения социальных целей.

Новая точка зрения сводится к тому, что организация должна  действовать  ответственно в целом ряде направлений: в области защиты окружающей среды, здравоохранения, гражданских прав, защиты потребителей и т.д.

Принимая для себя решение об активном участии в жизни общества, помощи в решении социальных проблем, бизнес имеет возможность создавать самые благоприятные условия как для развития государства, так и для развития самого бизнеса.  И, соответственно, основными целями социального партнерства являются:

  • согласование и защита интересов различных социальных слоев, групп и классов;
  • содействие решению актуальных экономических и политических задач;
  • укрепление демократии;
  • стабильность;
  • формирование социального правового государства, гражданского общества.

Власть располагает экономическими, политическими, административными и информационными ресурсами, а бизнес в свою очередь – финансовыми, экспертными и инновационными. В рамках партнерской модели обмен этими ресурсами является основой взаимодействия власти и бизнеса.

Для Казахстана использование социального партнерства стало актуальным после перехода хозяйства на рыночную основу, с отделением бизнеса от государства. Здесь в настоящее время уже многое сделано для того, чтобы механизмы социального партнерства начали работать:

- Трудовой Кодекс – Стаья 9. Минимальные социальные стандарты.

- Статья 10. Трудовые договора, соглашения сторон социального партнерства, коллективные договора, акты работодателя в сфере труда.

В настоящее время имеется множество инструментов по взаимодействию бизнеса и общества.

Это:

- Стандарты ИСО по менеджменту качества, экологическому менеджменту, менеджменту корпоративной социальной ответственности, менеджменту профессиональной безопасности и здоровья, энергоменеджменту;

- Модель Совершенства EFQM, содержащая в себе концептуальные подходы и критерии.

СТАНДАРТ/МОДЕЛЬ

Направленность

Признание

ISO 9001

Система менеджмента

Потребитель

Международное признание      и сертификация третьей стороной

ISO 14001 Система  экологического менеджмента

Окружающая среда

Общество

Государство

Международное признание      и сертификация третьей стороной

ISO 26000:2010 Рекомендации по системе менеджмента

Все ЗС

Международное признание

Не для сертификации

OHSAS 1800                       Система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья

Персонал, потребитель,

общество

Международное признание      и сертификация третьей стороной

ISO 50001 Система энергоменеджмента

Окружающая среда

Общество

Государство

Персонал

Международное признание      и сертификация третьей стороной

Модель Совершенства EFQM

Все ЗС

Прохождение независимой оценки – асессмента на уровни Совершенства

Опрос директоров компаний – участников Глобального договора ООН показал, что 93% руководителей компаний считают, что устойчивое развитие – ключевой фактор будущих успехов бизнеса.

В современном смысле понятие "устойчивое развитие" тесно связано с концепцией корпоративной социальной ответственности. 

Под устойчивым развитием компании понимают такой вид добровольного ведения бизнеса, который удовлетворяет не только экономическим критериям, но и экологическим, социальным, этическим. Поэтому  социальная ответственность должна быть  составляющей основной стратегии каждой организации.

Опираясь на модель триединого итога, Дж. Элкингтон (John Elkington) в 1997 г. разработал модель тройной цели устойчивого развития для бизнеса, или модель "3Р": Люди (People), Планета (Planet), Прибыль.

Кроме того, одним  из важнейших условий дальнейшего развития социальной активности бизнеса является ведение открытого, конструктивного диалога между обществом, бизнесом и властью. Только при условии открытого обмена мнениями и опытом участников этого диалога можно прийти к всеобщему пониманию важности социального партнерства и конкретной роли бизнеса в этом направлении.

Для согласованности подобных вопросов в действие вступает государство как орган, который должен регулировать отношения между бизнесом и обществом.

Бизнес должен развиваться таким образом, чтобы наравне с получением прибыли общество в своем большинстве могло позволить себе пользоваться результатами его деятельности и, к тому же, просто необходимо, чтобы бизнес  не приносил существенного урона окружающей среде. Нужен ли нам такой бизнес, когда общество не может себе позволить воспользоваться его продукцией или услугами? Когда повсеместно наносится вред окружающей среде? Возникает в таком случае резонный вопрос: для кого тогда развивается такой бизнес? Какую пользу он принесет государству и обществу?

Имеете ли вы возможность, наши дорогие читатели, пользоваться результатами  бизнеса? Доступны ли вам продукты  и услуги, которые имеются у нас в наличии на рынке? Например, имеете ли вы возможность остановиться в пятизвездочном отеле или посетить элитный ресторан, а, может быть, отправить своих детей обучаться в платные, престижные учебные  заведения?

Развивается ли в наше время бизнес с учетом экологического окружения?

На эти и другие вопросы хотелось бы услышать ваше мнение. Пишите нам, поднимайте различные вопросы данной тематики.

Л. Циновкина, эксперт-аудитор по сертификации персонала, руководитель тренингов и семинаров, международный асессор Европейской Модели Совершенства EFQM