Казахстанцы в 2024 потратили на развлечения около Т73 млрд

Казахстанцы в 2024 потратили на развлечения около Т73 млрд
фото: pexels

Около 73 млрд тенге потратили казахстанцы на развлечения в 2024 году - выше, чем прогнозировалось.

 Об этом сообщила генеральный директор сервиса онлайн-продажи билетов Freedom Ticketon Виктория Торгунакова в рамках семинара Freedom Practicum: Разбор трендов, Технологии и Аналитика, прошедшем в Алматы.

Спикер поделилась кратким обзором рынка развлечений в Казахстане. Виктория Торгунакова отметила, что, по данным Freedom Ticketon, приблизительно пять миллионов казахстанцев посещают развлекательные мероприятия хотя бы раз в год, а около трех миллионов делают это на постоянной основе. Более двух миллионов соотечественников покупают билеты на мероприятия через платформу Freedom Ticketon. 

 В среднем на развлекательные мероприятия любого характера казахстанцы тратили в 2024 году 11 801 тенге в месяц. Их общие затраты на развлечения, культуру и искусство, по данным компании, составили в 2024 году 73 млрд тенге. Это на 16,1 млрд тенге (28%)  больше, чем годом ранее,  и на 3,8 млрд выше, чем прогнозировалось компанией года назад. Также она отметила, что за прошедший год более чем на 35% вырос рынок кинопроката.  Гастрольные мероприятия, напротив, замедлили темп - только 17% прироста против 66% годом ранее.

 За прошлый год платформой Freedom Ticketon было продано почти вдвое больше билетов (5,6 млн) чем за 2023 год (2,9 млн). Оборот компании в 2024 году составил 25,4 млрд тенге. Интересно, что основная доля мероприятий, на которые приобретаются билеты, проходят в Астане (50,6%), Алматы (48,1%) и Караганде (33%). 

Виктория также отметила, что из всех сфер развлечений по количеству транзакций в Казахстане лидирует киноиндустрия. Она остается самым массовым видом досуга. За ней следуют концерты - через Ticketon.kz было продано более 700 тысяч транзакций. 

На выступления звезд эстрады и театральные представления продали более полумиллиона билетов. Если смотреть на данную выборку по городам, то любителями просмотра фильмов на большом экране с самыми высокими показателями транзакций оказались жители Павлодара (68,3%) и Шымкента (64,1%). Больше всего транзакций по спортивным мероприятиям было совершено в Актобе (57,9%).

Как сообщает Freedom Ticketon, в 2024 году кинопрокат, как и в прежние годы, занимает основную долю продаж - 65,4% от всех событий рынка развлечений в денежном выражении. Далее идут гастрольные мероприятия – 23,9%, театральные события - 4,08%, спортивные – 2,05%. По сравнению с 2023 годом, спортивные события потеряли почти половину от 4% в пользу кинопроката. При этом, показав за 2024 год наибольший, рекордный прирост в 102% по количеству мероприятий. Число проведенных гастрольных мероприятий выросло на 49%.

Концертные мероприятия показали отрицательную динамику, их проводили на 2% меньше, чем в 2023 году.  Если в прошлом году состоялось 3155 концертов, то в 2024 году - 3115. При этом стоит отметить, что масштабы концертов и статусность приглашенных в Казахстан страну артистов значительно выросли.

Число казахстанских фильмов в 2024 году на рынке кинопроката выросло до 103 в сравнении с 2023 годом (72) и заняло 20% рынка против 80% зарубежных фильмов. Отечественные фильмы собрали более трети всего оборота - 18,4 млрд тенге, а зарубежные - 29,2 млрд тенге. 

Доля сборов от иностранных фильмов составила 61% по сравнению с казахстанскими 39%. Самым востребованным фильмом прошлого года стал «Моана 2», собрав 1,85 млрд тенге в прокате. Второе место в рейтинге фильмов по посещаемости в 2024 году занял отечественный фильм «Дәстүр», собрав 1,72 млрд тенге, на третьем месте – «Веном: Последний танец» с 1,70 млрд тенге сборов. 

Самым популярным фильмом в Астане стал анимационный фильм «Кунг-фу Панда 4». А вот в Алматы лидировал отечественный «Пейіш. Жұмақ ананың табанының астында». В Шымкенте, Таразе и Кызылорде отдали предпочтение казахстанскому фильму «Жездуха». В Павлодаре и Костанае чаще всего посещали сеансы мультфильма «Кунг-фу Панда 4». 

События прошлого года с пометкой sold out (полная распродажа билетов) исключительно в онлайн-режиме распределились следующим образом: первое место занял ставший популярным в последние годы фестиваль гик-культуры – Comic Con Astana 2024 (38 879 всех проданных билетов). Интересно, что количества билетов, которые были проданы на популярный казахстанский гик-фестиваль, хватило бы на жителей таких городов, как Лисаковск, Житикара, Шахтинск, Аральск или Аксай. На втором месте - концерт всемирно известной казахстанской звезды Димаша Кудайбергена в Астане. С третьего по пятое место распределились продажи на футбольные матчи, в двух из которых участвовали футболисты из Актобе : ФК «Актобе» - ФК «Кайсар» , ФК «Актобе» - ФК «Елимай», Норвегия – Казахстан. 

Итоги традиционных опросов клиентов, проведенных компанией, показали следующее: чаще всего респонденты хотели бы посещать кинотеатры, а публичные лекции и семинары - реже. Большинство опрошенных чаще всего выбирали поп-музыку из всех концертных жанров, представленных в 2024 году. 

Основными причинами отказа от посещения кинотеатров была нехватка свободного времени, от спортивных мероприятий – не было интересных предложений, от театральных постановок – не интересен такой вид досуга, либо они не проводились в городах опрошенных людей. 

В то же время пользователи готовы платить за билет в кинотеатр от 1500 до 2500 тг, в театр - более 5000 тг, на музыкальные концерты - от 5000 до 10 000 тг, а спортивные мероприятия готовы посещать, если стоимость билетов будет варьироваться от 2000 до 5000 тг. 

«В этом году мы планируем пересмотреть формат наших ключевых мероприятий, в частности, к премии Ticketon Awards. Также в этом году мы порадуем казахстанцев концертами известных артистов, которые ранее ни разу не давали концертов в Казахстане. Следите за событиями в наших соцсетях, там будет много интересного», - поделилась Виктория.