Теория управления качеством: истоки

Теория управления качеством: истоки
фото: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/6774951/

Скотт и Коул (2000) утверждают, что усилия по обеспечению качества нелегко связать с хорошо определенным, четко определенным набором идей и практик, а скорее представляют собой слабо связанную совокупность ориентаций и практик. Мы не согласны с этим суждением. Основополагающие авторы по качеству представили влиятельные теоретические и философские отправные точки для качества. К сожалению, эти отправные точки выходят за рамки обычных парадигм ученых-менеджеров, и они не смогли их обнаружить. Поэтому стоит спросить, откуда можно найти теоретические и философские идеи управления качеством. Мы утверждаем, что есть три многообещающих места:
Во-первых, качество обычно, хотя и не всегда, связано с искусственными артефактами, которые были спроектированы и произведены. Таким образом, кажется естественным ожидать, что концепция качества связана или встроена в концепции и теории производства.
Во-вторых, для поддержания и улучшения качества необходимы информация и знания. Откуда их следует получать? Дисциплина, изучающая такие вопросы, традиционно называется эпистемологией. Итак, можно ожидать, что концепция качества повлечет за собой эпистемологические соображения.
В-третьих, для восприятия и действия ради качества необходимо представление о том, что существует в мире. Дисциплина, изучающая такие вопросы, — онтология. Можно ожидать, что концепция качества повлечет за собой онтологические соображения. Далее будут рассмотрены три выявленные темы.
ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Хорошо известно, что Шухарт начал движение за качество с помощью своего статистического контроля качества. В своей основополагающей книге (Шухарт, 1931) он связал качество с проектированием и производством следующим образом:
Если рассматривать в широком смысле, то в определенный момент времени существуют определенные человеческие потребности, которые должны быть удовлетворены путем переработки сырья в готовые продукты различного рода.
[…]
Поэтому первым шагом инженера в попытке удовлетворить эти потребности является перевод этих потребностей как можно ближе к физическим характеристикам производимой вещи для удовлетворения этих потребностей. При выполнении этого шага интуиция и суждение играют важную роль, а также обширные знания человеческого фактора, вовлеченного в потребности людей. Второй шаг инженера — установить пути и средства получения продукта, который будет отличаться от произвольно установленных стандартов для этих качественных характеристик не более, чем это может быть оставлено на волю случая. 

Концептуализация производства, использованная Шухартом, позже была названа моделью генерации стоимости (Koskela, 2000).      В отличие от двух более ранних концептуализаций производства, модели трансформации и модели потока (Koskela, 2000), модель генерации стоимости вводит потребителя в теоретизирование о производстве.

(стр. 1383, Пленарные доклады (5), Коскела, Л., Тезел, А. и Патель, В.)