фото: из открытых источников
«Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера — одна из самых популярных картин в мире, и теперь ученые полагают, что знают, почему, измерив реакцию мозга при просмотре этой работы.
Музей Mauritshaus в Гааге, где хранится шедевр XVII века, поручил нейробиологам измерить активность мозга при просмотре портрета и других известных произведений. Они обнаружили, что зритель оказывается во власти особого неврологического феномена, который они назвали «устойчивая петля внимания», и который, по их мнению, свойственен только «Девушке с жемчужной сережкой».
Взгляд зрителя автоматически сначала притягивается к глазу девушки, затем опускается к ее рту, затем переходит к жемчужине, затем снова к глазу — и так продолжается по кругу.
Мартин де Мунник из исследовательской компании Neurensics, проводившей исследование, объяснил, что это заставляет вас смотреть на картину дольше, чем на другие.
«Вы должны обращать на нее внимание, хотите вы этого или нет. Вы должны любить ее, хотите вы этого или нет», — сказал он.
Измеряя мозговые волны, ученые также обнаружили, что наибольшей стимуляцией подвергается предклинье — часть мозга, отвечающая за сознание и личную идентичность.
«Было предсказуемо, что Девушка будет особенной. Но «почему» также стало для нас сюрпризом», — сказал Де Мунник.
По его словам, это первое известное исследование, в котором для измерения неврологической реакции на произведение искусства использовались аппараты ЭЭГ и МРТ для сканирования мозга.
«Чем дольше вы смотрите на кого-то, тем красивее и привлекательнее он становится, - отметил он, что также объясняет популярность сюжета голландского мастера. - Почему вы знакомы с этой картиной, а не с другими? Из-за этой особенной вещи, которая у нее есть».
Ученые также сравнили неврологическую реакцию при взгляде на подлинную картину в музее и на ее репродукцию. Они обнаружили, что эмоциональная реакция зрителя на оригинал была в десять раз сильнее, чем на постер.
Для проведения испытаний ученые прикрепили к 10 испытуемым устройство для отслеживания движения глаз и кепку для отслеживания мозговых волн, которым показывали настоящие картины, а также их репродукции.
Вермеер часто сосредоточивал внимание на одной точке в своих работах, делая окружающие детали более размытыми. Однако в картине «Девушка с жемчужной сережкой» таких фокусных точек три — глаз, рот и жемчужина, и это отличает ее от других картин Вермеера.
65-летний Де Мунник заявил, что было бы интересно провести аналогичные исследования других известных картин, например, «Моны Лизы» да Винчи.
Источник: AFP
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через