фото: freepik.com
Поход в ресторан отличается от рядового обеда в кафе или столовой, где ваша основная цель — утолить голод.
Подобный выход предполагает определенные правила этикета. «РБК Вино» рассказывает, как стоит вести себя в ресторане.
Уместно ли спрашивать о составе блюда
В ресторане при выборе блюда в меню не стоит смущаться вопросов об ингредиентах, которые входят в его состав, говорит специалист по этикету Элеонора Басманова.
«Это совершенно нормально. Нужно расспросить, что входит в состав блюда, потому что у человека может быть аллергическая реакция на определенные продукты. Или, например, когда мы заказываем устрицы, можно уточнить, откуда они доставлены, какие это устрицы, как долго они хранятся. Смущаться подобных вопросов точно не стоит», — считает она.
По словам Елизаветы Мутиц, спрашивать о составе блюда у официанта совершенно нормально. Она подчеркнула, что сейчас очень развита авторская кухня и у повара может быть свое понимание даже в случае с каким-то привычным блюдом, «поэтому его состав не всегда будет очевиден гостю».
Что делать, если вам не понравилось блюдо
В том случае, если вы заметили в блюде то, чего там быть не должно, например волос или нитку, стоит пригласить официанта и попросить поменять блюдо. Однако если не понравился вкус, то по этикету вы просто должны оставить его на тарелке.
«Есть разница в том, почему не понравилось блюдо. Одно дело, если попался камушек или червячок на листе салата. Другое — если не понравились какие-то вкусовые качества блюда. В этом случае блюдо остается просто несъеденным. Если это сборное блюдо, например мясо и гарнир или рыба и гарнир, то можно съесть что-то из этого блюда, а ту часть, которая вам не понравилась, оставить», — говорит Элеонора Басманова.
Как правильно пользоваться салфеткой за столом
Салфетки, которые стоят на тарелках в ресторане могут раздражать, однако класть их к себе на колени до того, как вам подали блюдо, не стоит. Это могут счесть признаком дурного тона. Когда блюдо принесли, говорит Элеонора Басманова, вы разворачиваете салфетку и кладете на колени изгибом по направлению к себе. Можно сложить ее пополам или треугольником. Мужчина обычно кладет ее на правое колено.
«Если вам нужно временно выйти из-за стола, то салфетку необходимо оставить справа от тарелки. Вернувшись, салфетку вновь размещают на коленях. В конце трапезы салфетку кладут слева от использованной тарелки. Если тарелки уже убраны, то можно положить салфетку перед собой», — добавляет эксперт по этикету.
Как пояснила Елизавета Мутиц, если тканевая салфетка, которую гость клал на колени, упала на пол, то ее желательно отдать официанту и попросить заменить. После того как гость закончил блюдо, салфетку лучше положить рядом с тарелкой. «Непосредственно в тарелку ее лучше не складывать, так как салфетку потом будет сложнее отстирать», — уточнила она.
Что делать с приборами
Существует несколько типов заведений, в которых к блюдам могут подавать разные комплекты приборов. Например, в ресторане вам могут предложить приборы стандартного размера, которыми вы сможете есть супы или основные блюда. Однако их может быть и больше.
«Если человек совсем не знает, как ему ориентироваться в приборах, есть простое правило: приборы выкладываются в соответствии с последовательностью подачи блюд, начиная с крайних. То есть, если справа крайней лежит столовая ложка, следует рассчитывать на суп. Он будет первым блюдом. После супа будет подано основное блюдо, и для него уже нужно использовать стандартные вилку и нож, которые лежат следующими», — говорит Элеонора Басманова.
Как быть с телефоном в ресторане
По правилам этикета, говорить за столиком в ресторане по телефону или складывать его на стол недопустимо. Лучше всего отключить вовсе или убрать телефон в сумку или карман. При этом Басманова говорит, что в случае экстренных обстоятельств и важных причин заранее можно предупредить своих спутников, что вы можете отвлечься для разговора. По ее словам, чтобы ответить на звонок, необходимо извиниться и выйти из-за стола.
Телефоны действительно могут мешать гостю отвлечься и получить положительные эмоции в заведении, однако современные реалии диктуют свои условия.
«В идеале нам бы хотелось, чтобы гость в заведении отдыхал, отключился от телефона хотя бы на час и насладился блюдами и напитками. Но, конечно, это что-то из области фантастики сейчас», — отметила Елизавета Мутиц.
Можно ли чокаться бокалами
В советах по ресторанному этикету Food and Wine пишет, что в заведениях не стоит чокаться бокалами. В качестве основных причин, почему этого делать не нужно, издание указывает, что бокалы могут разбиться, а звон помешать другим посетителям заведения.
При этом представители российских ресторанов, напротив, назвали традицию чокаться бокалами нормальной и правильной.
«Чокаться бокалами во время ужина вполне допустимо. Это древняя традиция, а бряцание бокалов по звучанию перекликается с перезвоном колоколов. Во многих культурах по всему миру существует традиция поднимать бокалы и соприкасаются ими, это нормально», — отметил Алексей Заверткин.
Анастасия Данилова, в свою очередь, также отметила, что чокаться бокалами — это давняя традиция, которая вряд ли может помешать другим посетителям. «Если гости не ведут себя слишком громко, то звон бокалов, учитывая общий гул и фоновую музыку, вряд ли кому-то помешает. Человек приходит в ресторан, чтобы расслабиться, получить позитивные эмоции, поэтому почему бы и не чокнуться бокалами с теми, с кем он пришел», — отметила она.
Как правильно позвать официанта
Как правило, в зале присутствует управляющий, который следит за происходящим в зале. Ваш официант также будет держать вас в поле зрения.
Поэтому, чтобы к вам подошли, достаточно будет просто повернуть голову. Не нужно кричать или размахивать руками — это лишнее. Сейчас уровень сервиса в столичных заведениях вполне позволяет обойтись без подобных манипуляций.
В крайнем случае можно негромко обратиться к официанту, который проходит мимо вас, и попросить его пригласить коллегу, работающего с вашим столиком.
Всегда ли нужно оставлять чаевые
Как отметили представители ресторанов, в западной культуре уже давно стало нормой включать чаевые в стоимость обслуживания. Однако в СНГ по-прежнему в большинстве заведений оставлять их или нет, решает сам гость.
«Нужно также понимать, что зачастую у официантов именно чаевые — это основной источник дохода. Если вам понравилось, как прошел вечер, если официант был внимателен и обслуживал стол своевременно, то скорее всего, следует оставить чаевые. Как правило, это 10% от чека», — говорит Алексей Заверткин.
Элеонора Басманова при этом называет чаевые признаком хорошего тона. Она отметила, что в среднем стоит оставлять 10−15% от суммы чека, а если заведение вам нравится и вы посещаете его довольно часто, то размер чаевых можно увеличить до 20−25%.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через