История немецкой еврейки, вставшей у основ мусульманского университета в Индии

История немецкой еврейки, вставшей у основ мусульманского университета в Индии
фото: Семья Мухаммада Муджиба

На мусульманском кладбище в Дели выделяется надгробный камень. На нем есть надпись на языке урду, но под ней указано имя еврейской женщины немецкого происхождения — Герды Филипсборн, за которым следует эпитет «Аападжан», или «старшая сестра». Это необычное зрелище, поскольку здесь покоятся могилы основателей Jamia Millia Islamia — ведущего мусульманского университета, укорененного в движении за независимость Индии. Так как же немецкая еврейка смогла приобщиться к месту, столь далекому и оторванному от ее родины?

По словам Маргрит Пернау, автора книги «Aapa Jaan: The Many Lifeworlds of Gerda Philipsborn», ответ лежит где-то между дружбой и поиском смысла жизни женщиной.

Пернау, которая посвятила десятилетие исследованию Джамии, говорит, что, хотя она несколько раз сталкивалась с именем Филипсборн во время своих исследований, ее жизнь была окутана тайной.

Даже сегодня немногие студенты знают о Филипсборн и ее вкладе в университет. Сайеда Хамид, известная активистка и историк, говорит, что необходимо переводить ее труды и предоставлять их студентам «для их же блага и блага будущих поколений».

Путь Филипсборн от немецкой мемсахиб (уважительное обращение к белым европейским женщинам в колониальной Индии) до должности Аапа Джаан Джамии начался в 1933 году, когда она отправилась в Индию, завязав необычную дружбу с тремя индийцами — Закиром Хусейном, Мухаммадом Муджибом и Абидом Хусейном, которые приехали в Берлин учиться.

Эти мужчины впоследствии стали главными основателями Джамии, а также сыграли важную роль в политической истории Индии, а Закир Хусейн стал третьим президентом страны в 1967 году.

В 1920–1930-е годы дружба между представителями разных стран, не говоря уже о близких платонических отношениях между тремя мужчинами и одной женщиной, была редкостью.

Мужчины, участвовавшие в освободительном движении, часто говорили с Филипсборн о своих планах по созданию учреждения, которое внесло бы вклад в борьбу Индии за свободу.

В то время в Британской Индии было очень мало университетов, и еще меньше тех, которые не финансировались правительством. Мужчины хотели, чтобы Джамия стала местом, где мусульманские мальчики и девочки могли бы получать образование, чтобы они могли играть активную роль в борьбе за свободу Индии. Они также хотели, чтобы учреждение способствовало единству между индуистами и мусульманами и любви к родине.

Эти альтруистические планы оказали глубокое влияние на Филипсборн. Родившись в богатой семье в 1895 году, она видела, как ее жизнь и мир вокруг нее изменились из-за войны, индустриализации и волны антисемитизма. Она понимала, каково это — быть угнетенной, жаждать свободы и быть движимой желанием стать инструментом перемен, пишет Пернау.

И вот, вскоре после того, как ее друзья покинули Берлин, чтобы посвятить свою жизнь строительству Jamia, Филипсборн последовала за ними в Индию. Но переезд из шумного, модернизированного Берлина в страну, погрязшую в нищете, был нелегким решением. 

За несколько месяцев ей удалось подружиться с жителями Джамии и даже начать преподавать в начальной школе университета. Как и остальные преподаватели, она работала за минимальную зарплату и согласилась посвятить свою жизнь служению учреждению.

Она использовала знания, полученные ею во время преподавания в детских садах в Германии, чтобы сделать образование приятным и доступным для своих учеников. Когда ее назначили комендантом общежития для детей, она взяла на себя роль Aapa Jaan для них, пишет Пернау.

Помимо работы с детьми Джамии, Герда также помогала его основателям собирать средства для университета, готовить речи и часто выступала в качестве их рупора по всем вопросам, связанным с преподаванием и политикой.

Однако через семь лет после прибытия в Индию ее работа столкнулась с препятствиями.

Во время войны Великобритании с Германией к немецким гражданам в Британской Индии относились с подозрением, что привело к их арестам и интернированию в лагеря, где они находились в тяжелых условиях, включая нехватку воды, одеял и еды.

В один из таких лагерей в 1940 году была доставлена ​​Филипсборн. Ее интернирование заставило ее бояться за свою жизнь, поскольку существовала вероятность, что власти депортируют ее в Германию, где Гитлер преследовал евреев. Но даже в лагере она делала все возможное, чтобы служить своим заключенным, организовывая небольшие мероприятия, чтобы подбодрить их, и ухаживая за теми, кто заболел.

Через пару месяцев после прибытия в лагерь у Филипсборн обнаружилась язва желудка. Ее отвезли в больницу на лечение, а затем вернули в лагерь, где она пробыла целый год.

После освобождения она вернулась в Джамию и продолжила свою работу, но ей было трудно работать с тем же энтузиазмом, поскольку ее язва превратилась в раковую опухоль. 

В апреле 1943 года Филипсборн умерла и была похоронена на кладбище для семей Джамии. Спустя долгое время после смерти ее наследие как «Аапа Джаан» продолжает жить в коридорах Джамии, где в ее честь названы общежитие и детский сад.

Источник: BBC