фото: Indian Navy/Associated Press
Вступил в силу запрет на самое грязное и вредное для климата топливо для судов, плавающих в арктических водах
Тяжелый мазут (HFO) представляет собой смолообразную, густую, но относительно дешевую нефть, которая широко используется в судоходстве по всему миру, особенно в танкерах. Однако HFO особенно вреден в Арктике, где черный углерод, выделяемый им при сжигании, ускоряет таяние снега и льда.
Активисты говорят, что запрет, хотя и приветствуется, не окажет немедленного воздействия, поскольку ряд лазеек позволит подавляющему большинству судов использовать это топливо до 2029 года.
Произведенный из отходов нефтепереработки, СОТ представляет собой огромную угрозу для океанов в целом и для Арктики в частности. Это похожее на осадок топливо практически невозможно очистить в случае разлива.
По словам экспертов, в более холодных водах топливо не разлагается, а тонет комками, которые задерживаются в отложениях, создавая угрозу хрупким экосистемам.
С климатической точки зрения эта нефть считается особенно опасной, поскольку при сжигании она не только производит большое количество газа, согревающего планету, но и выделяет частицы сажи, называемые черным углеродом. В 2011 году нефть запретили использовать и транспортировать в Антарктике.
Экологи годами добивались распространения этого ограничения на северные воды и наконец убедили страны, входящие в Международную морскую организацию (ИМО), ввести запрет еще в 2021 году. Ограничение теперь вступает в силу в арктических водах – и хотя участники кампании согласны с тем, что это прогресс, они считают, что существует слишком много лазеек, которые могут ограничить воздействие.
Например, согласно правилам, запрет не распространяется на суда, имеющие «защищенный топливный бак». Страны, граничащие с Арктикой, также смогут освободить свои суда от запрета в своих территориальных водах.
Одним из крупнейших игроков в регионе является Россия, имеющая более 800 судов, работающих в северных водах. Они не выполняют новые правила ИМО.
Эти льготы будут действовать до 2029 года – их влияние, вероятно, будет значительным: по оценкам Международного совета по чистому транспорту, около 74% судов, использующих тяжелое топливо, смогут продолжать это делать.
Некоторые наблюдатели полагают, что активизация добычи нефти в Арктике может привести к увеличению объемов использования СОТ в этих водах, а не к их сокращению.
Участники кампании утверждают, что альтернативные виды топлива существуют, и надеются, что судоходная отрасль и арктические судоходные страны отнесутся к запрету серьезно. Они указывают на Норвегию как на пример того, чего можно достичь. Норвежское правительство уже ввело строгий запрет на использование тяжелого дизельного топлива в районе архипелага Шпицберген.
Источник: BBC
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через