Уильям Томпсон: "Казахстан можно назвать удачным примером развития экономики"

Уильям Томпсон: "Казахстан можно назвать удачным примером развития экономики"
фото: Валентин Петренко / Global Gateway

Заседание Global Gateway, на котором подводились итоги двух проектов в Центральной Азии, финансируемых Евросоюзом, собрало в своих стенах представителей разных стран и организаций. Один из ключевых партнеров Евросоюза – Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Нам удалось взять эксклюзивное интервью у ее представителя. Уильям Томпсон, руководитель Евразийского отдела ОЭСР, любезно согласился ответить на наши вопросы.

- Казахстан не стоит на месте и постоянно развивается. Однако насколько качественно это развитие? Поделитесь, как это выглядит с  вашей стороны, где мы действительно двигаемся успешно, а какие аспекты еще следует подтянуть?  

- Я работаю в Казахстане очень давно, был в этом регионе еще до эпохи независимости, поэтому видел, какие условия здесь были в девяностых, как продвинулась страна с тех пор.  Можно назвать Казахстан удачным примером развития экономики и увеличения доходов населения.  

Дальше страну ждут очень серьезные вызовы. Отчасти это связано с отказом от углеводородов, отчасти, даже если исключить из повестки проблемы изменения климата, есть еще задача по переходу от моноотраслевой экономики. Конечно, в Казахстане очень много видов экономической деятельности, но пока роль первичного сектора, особенно углеводоров, огромна.

Первая проблема - зависимость от волатильности. В последние годы цены на углеводороды остаются стабильно высокими, что хорошо для Казахстана, но это может измениться. Вторая проблема в том, что добывающий сектор - это капиталоемкие отрасли. И Казахстану нужно развивать новые сектора, новые виды деятельности, чтобы создавать новые высокопроизводительные рабочие места для своего населения.

С моей точки зрения, главная проблема диверсификации не в том, что Казахстан не может расти в других направлениях. Экономика  растет и будет расти. Самое главное-  это с точки зрения инклюзивности и равенства создавать новые сектора, в том числе и технологические, чтобы население Казахстана, особенно юное поколение, имело возможность реализовать свои амбиции, развиваться и процветать, раскрыть свои таланты.

- Вы упомянули экологическую составляющую. В Казахстане немало инициатив по развитию "зеленых" технологий. Насколько далеко мы продвинулись в этом отношении на ваш взгляд?

Прогресс очевиден, но расстояние до цели все-таки еще очень и очень большое. В этом плане Казахстан находится там же, где и большинство стран-членов ОЭСР, организации, которую я представляю. Если честно, мы все поздновато начали идти по этому пути. И нужно делать это как можно быстрее. Потому что по всем показателям мы точно не сможем добиться нулевых выбросов углерода к 2050-2060 годам, если не примем куда более серьезных мер уже сейчас.

Я думаю, ближайшие 5-7 лет будут ключевыми. Иначе глобальная температура будет расти. В Центральной Азии уже средняя температура повышается вдвое быстрее, чем в среднем по миру. И конечно, прогнозируются серьезные проблемы с водой. Так что Центральная Азия должна сделать все возможное, чтобы решить эти проблемы. С другой стороны, если честно, Казахстан и его соседи ничего не смогут добиться, если иные страны мира не будут работать с ними. Ведь это, в конце концов, глобальная проблема.  Казахстан может сделать абсолютно все, что необходимо, может создать абсолютно углеродно-нейтральную экономику, но если остальной мир этого не сделает, температура здесь все равно будет повышаться, дефицит воды останется.

Так что это действительно уникальный вызов для всего мира. Наши правительства работают над этой проблемой, но боюсь, не так быстро, как это необходимо.

- Другая инициатива, которую активно продвигают в Казахстане, связана с цифровизацией. Это должно помочь и в борьбе с коррупцией, так как уменьшается влияние человеческого фактора. Насколько эффективно, по-вашему мнению, удается двигаться нашей стране в этом направлении?

В этом плане можно действительно похвалить Казахстан. Потому он в данном аспекте продвинулся намного дальше многих других стран-членов ОЭСР. Конечно, в нашей организации есть страны, которые ушли очень далеко вперед, но есть и те, которым еще есть над чем поработать.

Вот я живу во Франции. Очень ее люблю. Государственные услуги там работают очень хорошо. Но  с точки зрения цифровизации, я бы сказал, что она отстает от своих соседей и, может быть, даже от Казахстана. Моя жена итальянка, и многие вещи мы решаем в Италии онлайн в течение нескольких минут, а вот во Франции до сих пор нужно посещать то одно бюро, то другое, приносить документы.

Казахстан уже пошел далеко вперед. Меня всегда удивляет, что наличными деньгами здесь почти никто не пользуется. Более того, даже когда я достаю кредитную карту, на меня смотрят, как на человека из прошлого века, потому что у меня "Каспи" нет (смеется).

Конечно, остались еще  серьезные вопросы в этом направлении, мы по ним работаем в Казахстане. С одной стороны, цифровизация государственных услуг очень далеко ушла вперед, очень развита эта система. С другой стороны, недостаточна цифровизация частного сектора, особенно мелкого частного сектора. Мы проводим очень большую работу по цифровизации МСП (малое и среднее предпринимательство – прим. ред.) Потому что крупные компании активно внедряют это у себя, а представители МСП не понимают, что им может дать цифровизация. В этом отношении мы очень активно работаем с правительством Казахстана.

Роман ПОПОВ