Таяние ледников замедляет вращение Земли

Исследование, проведенное в понедельник, показывает, что таяние полярных льдов приводит к замедлению вращения нашей планеты, что приводит к увеличению продолжительности дня с «беспрецедентной» скоростью.

В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, показано, что потоки воды из Гренландии и Антарктиды приводят к увеличению массы вокруг экватора, сообщил агентству AFP соавтор Сурендра Адхикари из Лаборатории реактивного движения НАСА.

«Это похоже на то, как фигуристка делает пируэт, сначала прижимая руки к телу, а затем вытягивая их, - добавил соавтор Бенедикт Соя из Швейцарской высшей технической школы Цюриха. - Изначально быстрое вращение становится медленнее, поскольку массы удаляются от оси вращения, увеличивая физическую инерцию».

Обычно Землю считают сферой, но точнее было бы называть ее «сплюснутым сфероидом», который немного выпирает в районе экватора, напоминая мандарин. Более того, ее форма постоянно меняется: от воздействия ежедневных приливов, влияющих на океаны и земную кору, до более долгосрочных эффектов дрейфа тектонических плит и резких, сильных сдвигов, вызванных землетрясениями и вулканами.

В статье использовались такие методы наблюдений, как интерферометрия со сверхдлинной базой, с помощью которой ученые могут измерить разницу во времени, необходимом радиосигналам из космоса, чтобы достичь разных точек на Земле, и использовать это для вывода об изменениях в ориентации планеты и продолжительности дня. Также использовали Глобальную систему позиционирования, которая измеряет вращение Земли с очень высокой точностью, примерно до одной сотой миллисекунды, и даже изучили древние записи затмений, датируемые тысячелетиями.

Если Земля вращается медленнее, то продолжительность дня увеличивается на несколько миллисекунд по сравнению со стандартной величиной 86 400 секунд.

В настоящее время более значимой причиной замедления является гравитационное притяжение Луны, которое воздействует на океаны в процессе, называемом «приливным трением», которое вызывает постепенное замедление на 2,40 миллисекунды в столетие на протяжении миллионов лет.

Однако новое исследование приходит к удивительному выводу: если человечество продолжит выбрасывать парниковые газы в больших объемах, к концу XXI века эффект потепления климата превзойдет эффект притяжения Луны, сказал Адхикари.

В период с 1900 года по настоящее время климат привел к увеличению продолжительности суток примерно на 0,8 миллисекунды, а при наихудшем сценарии высоких выбросов только климат станет причиной увеличения продолжительности суток к 2100 году на 2,2 миллисекунды по сравнению с тем же базовым уровнем. Это может показаться не таким уж большим событием, и уж точно не то, что люди способны воспринять.

«Однако это, безусловно, имеет большое значение для космической и земной навигации», — сказал Адхикари.

Знание точной ориентации Земли в любой момент времени имеет решающее значение при попытке связаться с космическим кораблем, таким как зонды «Вояджер», которые сейчас находятся далеко за пределами нашей Солнечной системы, где даже небольшое отклонение в сантиметр может обернуться отклонением на километры к тому времени, когда корабль достигнет пункта назначения.

Источник: AFP