Развитие киноиндустрии Казахстана и Южной Кореи сравнили эксперты

Развитие киноиндустрии Казахстана и Южной Кореи сравнили эксперты
фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС/BFM.RU

Креативная индустрия является важным фактором устойчивого развития страны, условием для формирования качественного человеческого капитала, который оказывает мультипликативный эффект на другие отрасли экономики.      По мнению экспертов, индикатором роста креативной экономики страны является уровень развития услуг кинотеатров и киноиндустрии в целом. Сравнительный анализ по данному показателю в Казахстане и Южной Корее, провели аналитики Казахстанского института экономических исследований (ERI), передает портал Качественный Казахстан.    

Авторы исследования отмечают, что согласно данным Глобального индекса инноваций (GII), в мире наблюдается рост производства фильмов, который в 2022 году составил 8748 фильмов (+15%). Однако это все еще меньше рекордного уровня, который составил 9200 фильмов в 2019 году (до пандемии).

За последние годы мировые кассовые сборы выросли на 29% и составили около 33 млрд долларов США, но это меньше на 9,0 млрд долларов США, чем в 2019 году.

Несмотря на вызванный пандемией спад кинопроизводства в мире, количество произведенных художественных фильмов в 2022 году является вторым по величине показателем за всю историю кинопроизводства.

В частности, в 2022 году рост кинопроизводства в мире обеспечен за счет таких стран, как Индия (+679 фильмов), Япония (+144), Турция (+111) и Испания (+49). К примеру, «Болливуд» произвел более 2500 фильмов, или 29% мирового проката, а «Голливуд» имеет долю рынка лишь 10% (снизилось на три процентных пункта).

«Однако самым впечатляющим успехом развития киноиндустрии можно назвать опыт Республики Кореи, который стал национальным идеологическим проектом страны. Так, в 1960 году, чтобы защитить отечественную киноиндустрию, корейское правительство ввело систему экранных квот (согласно Закону о продвижении кино- и видеопродукции). Квота предусматривает, что на всех экранах страны в течение 73 дней в году должны демонстрироваться отечественные фильмы», – отметили аналитики.   

По их данным, в 2019 году южнокорейские потребители посмотрели в среднем около 4,37 фильма на душу населения, что является одним из самых высоких показателей в мире по сравнению со средним показателем в США – 3,51 фильма.

«В 2022 году показатель снизился до 2,19 фильма на душу населения, в Казахстане данный показатель не достигает одного фильма в год на душу населения. В 2022 году доходы от продаж билетов в кинотеатрах Кореи составил более 1,3 млрд долларов США, что примерно в 20 раз больше, чем в Казахстане (около 60 млн долларов США). По количеству кинозалов Корея также опережает Казахстан, так в Корее на один кинозал приходится более 16 тыс. населения страны, а в Казахстане почти 47,7 тыс. населения», – поделились данными эксперты.

При этом они дополнили, что если анализировать количество кинотеатров в разрезе регионов Казахстана, то наблюдается диспропорция развития.

Например, в Алматы проживает 11% населения страны, однако на ее долю приходится 35% всех кинозалов страны. В свою очередь, в Акмолинской области проживает 4% населения страны, а ее доля в общем количестве кинозалов страны составляет всего 0,7%.

Согласно минимальным нормативам Министерства культуры и спорта РК (Приказ №121 от 31 марта 2015 года), в областных центрах должно быть не менее 35 мест в кинотеатре на 1000 человек населения. То есть только в Кокшетау должны быть кинотеатры с более 6,2 тыс. посадочных мест (население Кокшетау составляет 177 тыс. человек, а количество посадочных мест составляет всего 780).

Исходя из вышесказанного, аналитики подготовили несколько рекомендаций. Ведь, по их мнению, у киноиндустрии Казахстана есть огромный потенциал, который выражается в популярности казахстанских фильмов и сериалов в странах СНГ.

«Однако Казахстану по опыту Кореи необходимо создать собственную модель развития креативного хаба посредством стимулирования «краудфандинговых» платформ, развития института меценатство в отрасли и налоговых льгот. Также нужно стимулировать у молодежи развитие креативного предпринимательства посредством реновации заброшенных объектов в регионах, и на льготной основе предоставлять эти помещения для региональных молодежных стартап-проектов», – считают авторы исследования.