Казахстан перенимает международный опыт создания Серебряных университетов

Казахстан перенимает международный опыт создания Серебряных университетов
фото: ИТАР-ТАСС

К 2029 году в Казахстане планируется создание устойчивой сети непрерывного образования. Создание «Университетов третьего возраста», или «Серебряных университетов», предусмотрено Концепцией развития высшего образования и науки на 2023-2029 годы. Создавать университеты для пожилых планируют на базе вузов, и их доля должна достигнуть порядка 60% к 2029 году. Почему это так важно для нашей страны и как развивается данное направление обучения в других государствах мира, разбиралась в своем исследовании ведущий эксперт Секретариата по Целям устойчивого развития Казахстанского института экономических исследований (ERI) Наталья Новокшанова, передает портал Качественный Казахстан.   

Автор исследования отмечает, что старение населения – общемировой тренд и обучение на протяжении всей жизни как ответ на него.

Главной целью создаваемых университетов является предоставление возможности для людей старше 50 лет получить новые знания и навыки для продолжения активной трудовой и общественной деятельности.

Основными направлениями подготовки являются: информационные технологии, иностранные языки, повышение финансовой и правовой грамотности, ведение бизнеса.

«На сегодняшний день Серебряные университеты действуют во многих странах и берут свое начало с 60-х годов прошлого века, с зарождения концепции «Образование в течение жизни». Первые программы образования для людей пожилого возраста появились в Европе», – отметила Наталья Новокшанова.  

Так, первоначально в 1968 году во Франции по инициативе Э. Фора создан Университет «Париж VIII – Vincennes». Обучение проводится в группах, и роль педагога заключается в направлении и вдохновении обучающихся.  В последующем курсы были организованы на базе местных университетов и финансировались государством. Данная модель получила широкое распространение в Италии, Нидерландах, Польше и других странах ЕС.

В Германии создана Немецкая ассоциация народных университетов (НАНУ), деятельность которой ориентирована не только на местных жителей, но и организовывает обучение взрослых в странах Африки, Азии и Латинской Америке. Также с 1993 года в стране создано Бюро пожилых людей.

В Великобритании предоставление образования населению категории третьего возраста основано на принципе самопомощи и самоорганизации. Это в основном кружки по интересам, организованные инициативными гражданами, которые зачастую выступают преподавателями и предоставляют свое жилье для проведения занятий.

В Дании и Швеции наряду с народными университетами действуют также университеты для пенсионеров. Финансирование осуществляется совместно Министерством образования, местными властями и частными лицами.

Непрерывное образование в США закреплено на законодательном уровне в середине 60-х годов, что позволило создать развитую сеть образования для взрослых. Фокус обучения сделан на развитии практических навыков, начиная от изучения английского языка и завершая фитнес-программами. Также действует Колледж выходного дня, обучение в котором платное и составляет 50-70% от стандартной стоимости.

В Японии сформирована система поддержки образования среди пожилых людей (от 65 лет) и направлена на сохранение здоровья и восстановление сил, прохождение учебных курсов в местных колледжах и образовательных центрах Komin-kan (курсы по актуальным вопросам жизни японского общества, хобби и традиционному искусству, организации деятельности местных сообществ и социальным навыкам).

Миллион учащихся пожилого возраста и пенсионеров охватывают пять тысяч Серебряных университетов Китая. 

В Сингапуре разработана и активно реализуется программа цифровой трансформации для пожилых людей Seniors Go Digital.

«Международный опыт создания Серебряных университетов демонстрирует ориентир в первую очередь на потребности и интересы пожилого населения, а также положительное общественное принятие активной старости», – подытожила Наталья Новокшанова.