Настроения бизнеса и потребителей в Казахстане близки к пессимизму

Настроения бизнеса и потребителей в Казахстане близки к пессимизму
фото: freepik.com

Исследовательская компания United Research Technologies Group (URTG) выпустила очередное исследование экономических ожиданий бизнеса и потребителей на ближайшие 1-3 месяца (на основе опросов за I кв. 2024 г.). 

Данные аналитиков, статистика и результаты опросов показывают снижение экономических настроений у малого и среднего бизнеса и падение уверенности собственной экономической стабильности у потребителей. 

Отмечается рост бизнес-барьеров, снижение выручки и ухудшение условий кредитования экономики. В целом индикатор экономических настроений снизился до 11 баллов из 24 возможных, упав за квартал на 12%.  

В ходе исследования сотрудники URTG опросили 500 представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) из различных отраслей экономики, от строительства до сельского хозяйства. Также использовались данные исследования «Потребительская уверенность (CCI) Казахстана» по данным опроса 3600 потребителей (проведено Freedom Finance Global) и данные официальной статистики (БНС АСПиР РК и НБ РК). 

Хотя в стране продолжается рост числа субъектов МСБ – оно увеличилось за квартал на 0,8% и достигло двух млн единиц, в ряде отраслей идет сокращение числа участников рынка. На 3,5 тыс. единиц упало число крестьянских и фермерских хозяйств. Падает число компаний в обрабатывающей промышленности (на 4,4 тыс. единиц, это 44% сокращений по сектору МСБ). При этом растет количество индивидуальных предпринимателей (+16,3 тыс.), особенно в сфере  транспорта, складском бизнесе и недвижимости.

Что нервирует бизнес?

Раздражение бизнеса вызывают изменения в налоговой политике и сложности с привлечением денежных средств.  Прежде всего это касается кредитов. По данным НБ РК, за I квартал этого года кредиты, выданные МСБ, упали в 1,3 раза, до 2,1 трлн тг, причем наибольшее сокращение пришлось на малые предприятия. 

«Длинные» деньги для них обходятся дороже, чем для среднего бизнеса – 24% годовых против 15,7%.  Также предприниматели жалуются на высокие ставки (+7,7 процентных пунктов (п.п.) недовольных, до уровня 25,2%), высокую текущую задолженность и снижение количества одобрений кредитов. 

В итоге уровень удовлетворенности кредитами упал на 12 процентных пунктов, до 43,2%. В IV квартале прошлого года Индекс бизнес-барьеров резко подскочил, пробив вверх критический уровень в 100 пунктов (+38,2% за квартал, до 122,2 пункта). В I квартале проблематика не ослабевала (+0,6%, до 122,9 пункта).

Представители МСБ жалуются на рост затрат при невозможности адекватно увеличить свои цены. Особенно это касается аграриев. Увеличить цены им действительно сложно – продажи и так падают повсеместно. В рознице обороты упали в 1,5 раза (до 4,0 трлн тг), в том числе в МСП – в 1,6 раза, до 3,0 трлн тг. Объем оптовой торговли также упал в 1,6 раза ,до 8,6 трлн тг. 

Впрочем, снижение продаж – во многом сезонное явление, обусловленное всплеском продаж в конце предыдущего года. Предприниматели надеются на восстановление потребительского спроса во II квартале.

Настроения потребителей оставляют желать лучшего 

Опрошенные граждане выражали обеспокоенность угрозой снижения качества жизни и получению кредитов. Соответственно, они все меньше проявляют готовности к крупным покупкам. Недоверие к кредитам выражали 50,8% респондентов, доверие к депозитам испытывают лишь 33,3%. 

На 0,9% (до 77,7%) выросло количество тех, кто не планирует в ближайший год покупать что-то в кредит или брать банковскую ссуду. В итоге потребительская уверенность (индекс CCI) в I квартале показала одно из самых драматичных падений за все время исследований, с уходом в зону пессимизма – до 99,7 пункта (в последнем квартале 2023 г. показатель составлял 105,4 п.).

Характерно, что по ощущениям потребителей инфляция выше, чем по данным статистики. Так, ощущаемая годовая инфляция составила в марте 13%, при том что на самом деле - 9,1%. С другой стороны, ощущаемая инфляция тоже снижается. 

Большая часть опрошенных ожидает в перспективе не только замедления роста цен на предметы первой необходимости, но также и стабильности курса тенге, по крайней мере в краткосрочной перспективе. 

В целом, по мнению аналитиков URTG, пока рано говорить о тотальном пессимизме у потребителей и представителей малого и среднего бизнеса. Текущая ситуация не радует опрошенных, но у них еще сохраняются надежды на будущее. В какую сторону изменятся эти настроения – зависит прежде всего от степени неопределенности экономической политики в стране и стоимости кредита как для предприятий, так и для населения.