Какой зарубежный опыт по наказаниям за рекламу азартных игр стоило бы перенять Казахстану

Какой зарубежный опыт по наказаниям за рекламу азартных игр стоило бы перенять Казахстану
фото: © Depositphotos.com / lacheev / РИА Новости

Проблема лудомании существует не только в Казахстане, но и других государствах мира. И правительство каждой их них старается принять меры для того, чтобы оградить своих граждан от пагубного пристрастия к азартным играм. В частности, мировая практика по борьбе с лудоманией в качестве одной из мер использует штрафы и тюремное заключение за незаконную рекламу азартных игр. Что из этого опыта можно было бы использовать в нашей стране, разобрала на конкретных примерах эксперт Казахстанского института экономических исследований (ERI) Алёна Шевцова, передает портал Качественный Казахстан.  

Как отмечает эксперт, ссылаясь на данные государственных органов, в Казахстане игроманами уже являются около 350 тысяч граждан и средний размер долга на одного казахстанского лудомана рассчитывается в пределах 10 миллионов тенге, что в общем пересчете составляет более 3,0 млрд тенге.  

«Борьба с азартными играми становится важной задачей для правительств и общества. Необходимо внедрять строгие нормы и правила для регулирования азартной индустрии, предотвращения мошенничества и защиты интересов потребителей» – констатирует Алёна Шевцова.   

Справедливости ради стоит отметить, что в Казахстане борьба с азартными играми и так ведется довольно активно и уже разработан законопроект, согласно которому играть в азартные игры разрешат только с 25 лет, в стране полностью запретят рекламу букмекерских контор и казино на фасадах зданий, а также сделают возможным через eGov запретить себе на 10 лет играть в азартные игры. Кроме того, ставить ставки больше не смогут люди, у которых есть невыплаченные кредиты и алименты.

Но, как показывает мировая практика, некоторые страны продвинулись в этом отношении еще дальше.

Например, в Сингапуре, согласно Закону «О контроле над азартными играми», лицо совершает правонарушение, если оно рекламирует незаконные азартные игры и подлежит ответственности в виде штрафа, не превышающим 20 000 долларов США.

В Великобритании положения о рекламе азартных игр содержатся в Законе «Об азартных играх», согласно которому Государственный секретарь может издавать нормативные акты, регулирующие рекламу азартных игр.

В свою очередь, при нарушении требований таких нормативных актов, лицо совершает правонарушение и подлежит ответственности в случае осуждения в порядке упрощенного производства в виде:

  • тюремного заключения на срок до 51 недели;
  • штрафа до 2500 фунтов стерлингов;
  • или и то, и другое.

«В Китае, в соответствии с Законом «О рекламе», в средствах массовой информации, ориентированных на несовершеннолетних, не допускается размещение рекламы онлайн-игр, наносящих вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетних. В случае нарушения Департамент регулирования рынка издает приказ о приостановлении публикации рекламы, налагает штраф на рекламодателей на сумму от 200 000 до 1 000 000 юаней (27 000 – 137 000 долл. США), при серьезных обстоятельствах может также аннулировать их коммерческую лицензию, потребовать от органов по проверке рекламы отозвать документы, разрешающие проверку рекламы, и не принимать их к рассмотрению», – привела еще один пример эксперт.   

При этом она дополнила, что в Канаде, согласно Уголовному Кодексу, лицо, которое рекламирует, печатает, публикует, демонстрирует, размещает на сайте или иным образом уведомляет о любом предложении, приглашении или побуждении делать ставки, угадывать или предсказывать результат конкурса – виновно в совершении преступления, влекущего за собой уголовную ответственность.

Причем ответственность предусмотрена довольно жесткая:

  • за первое преступление – лишение свободы на срок не более двух лет;
  • за повторное правонарушение – тюремное заключение на срок не более двух лет и не менее четырнадцати дней;
  • за каждое последующее преступление – лишение свободы на срок не более двух лет и не менее трех месяцев.

«Таким образом, введение запрета на рекламу азартных игр и введение штрафов за нарушение данного запрета представляют собой важные шаги в борьбе с негативными последствиями азартной индустрии», – подытожила Алёна Шевцова.