
фото: Денис Воронин / АГН «Москва» / РБК
В июне текущего года услуги пассажирского транспорта в Казахстане подорожали на 14,6% в годовом выражении. Сильнее всего на этот показатель повлияли новые тарифы железнодорожных перевозок. В причинах роста цен разбирались в своем исследовании аналитики Finprom.kz, передает портал Качественный Казахстан.
Ссылаясь на данные Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, авторы исследования сообщают, что в середине 2025 года рост цен на услуги пассажирского железнодорожного транспорта достиг 25,6%. Билеты на самолёт подорожали на 18,2% в сравнении с июнем 2024-го, стоимость пассажирских перевозок автомобильным транспортом — на 10,1%.
«Разберём ситуацию с повышением цен на услуги пассажирского железнодорожного транспорта. Это удорожание нельзя назвать летним. Помесячная динамика индексов потребительских цен БНС свидетельствует о том, что наибольший рост цен в секторе наблюдался ещё в октябре 2024 года. С этого месяца казахстанцам приходилось покупать билеты на поезд на 18%–25% дороже в сравнении с октябрём 2023-го. Транспортировка пассажиров для компаний-перевозчиков — социально значимая деятельность, составляющая лишь малую часть от их доходов. Кроме того, она субсидируется государством. За январь–май текущего года железнодорожные перевозчики оказали услуг на 920,9 млрд тенге, из них только 5,7%, или 52,6 млрд тенге, было получено непосредственно от перевозки пассажиров. Главный источник доходов таких компаний — доставка по железной дороге грузов, на её долю пришлось 94,3%», – поделились данными аналитики.
Они дополнили, что многолетняя динамика финансовых показателей сектора говорит о том, что с 2019 года железнодорожный транспорт увеличил свои доходы вдвое: с 948,9 млрд до 1,9 трлн тенге. Скачки произошли в 2021-м (на 26,8%) и в 2023 году (на 34,4%). Динамика объёма денежных поступлений от услуг именно пассажирских перевозок за эти годы была куда более скромной - с 2019 по 2024 год доходы от них выросли всего на 16,2%.
При этом удорожание пассажирских железнодорожных перевозок определённо нельзя объяснить растущим спросом на билеты и увеличением пассажирооборота. По данным БНС, за 2024 год по железной дороге перевезли 20,7 млн человек — лишь на 0,7% больше, чем годом ранее. За январь–май текущего года наблюдалось даже небольшое сокращение: на 6,8%.
«Причин увеличения цен на услуги железнодорожного транспорта несколько. Помимо инфляционных процессов и необходимости роста зарплат, на удорожание влияли также износ транспортно-логистической инфраструктуры, которую нужно обновлять, и низкая рентабельность перевозок. По данным, озвученным вице-премьером РК Романом Скляром, более 70% всех железнодорожных грузов перевозится по территории Казахстана по ценам ниже себестоимости. Поэтому в течение ближайших трёх лет, согласно утверждённой инвестиционной программе, в РК планируется повышение регулируемых железнодорожных тарифов. Речь идёт о тарифах на услуги магистральной железнодорожной сети и услуги по перевозке грузов и пассажиров», – пояснили авторы исследования.
Они дополнили, что по данным из финансовых отчётов крупнейшего казахстанского оператора магистральной железнодорожной сети АО «НК „Қазақстан темір жолы“», в ноябре 2020 года Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК согласился с увеличением тарифов на услуги магистральных сетей компании на 2021–2025 годы. В прошлом году было три таких повышения тарифов: в январе (на 4%), июне (на 8,8%) и декабре (на 7,8%). В январе текущего года был отмечен рост ещё на 2,6%.
«Как сообщается в документах АО «НК „Қазақстан темір жолы“», «... с 1 мая Комитетом утверждено дополнительное повышение тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети на 35%». Заметим: тарифы на услуги магистральной сети напрямую влияют на стоимость перевозок грузов и пассажиров, – отметили аналитики.
Они также напомнили, что в прошлом году руководитель Высшей аудиторской палаты РК Алихан Смаилов заявил, что АО «НК „Қазақстан темір жолы“» практически может грозить дефолт, так как компания не в силах оплачивать свои обязательства. Долги главного оператора магистральных сетей на начало 2024 года достигли 2,9 трлн тенге.
Далее исследователи предложили посмотреть, как АО «НК „Қазақстан темір жолы“» вкладывало средства из своих доходов в решение инфраструктурных проблем железнодорожной отрасли Казахстана в прошлом году.
По данным, опубликованным на сайте компании, в прошлом году на эти цели было инвестировано 282 млрд тенге, из них больше половины снова пришлось на заёмные средства. Этих средств хватило, чтобы капитально отремонтировать 485 километров путей, поставить 688 комплексов стрелочных переводов, сделать капитальный ремонт 39 единиц специального подвижного состава с продлением срока службы, провести необходимые мероприятия по проектам обновления железнодорожных мостов.
«Заметим: за год показатели подвижного состава действительно улучшились. В бюллетенях БНС значится, что в прошлом году общее количество локомотивов увеличилось на 8,5%. За год доля таких новых тяговых средств выросла с 17% до 24%. Вместе с тем стоит отметить, что старых локомотивов, которые отработали уже более 25 лет, в стране пока тоже остаётся много: на их удельный вес пришлось 43,8%. Обновления за предыдущий год коснулись и пассажирских вагонов. Новых вагонов, которые эксплуатируются менее пяти лет, стало больше на 35,3%. В основном это плацкартные и купейные вагоны», – подытожили авторы исследования.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через