Малый бизнес просто исчезнет - предприниматели о маркировке обуви

Малый бизнес просто исчезнет - предприниматели о маркировке обуви

Во  время заседания Комитета торговли на площадке  Палаты предпринимателей Костанайской области в очередной раз поднимался вопрос о проблемах с маркировкой обуви, передает портал Качественный Казахстан со ссылкой на пресс-службу НПП «Атамекен».

Мы уже писали, что с 1 апреля 2023 года в Казахстане начинает действовать система обязательной маркировки обуви. Однако бизнесмены опасаются, что просто не потянут дополнительную нагрузку, которую пытается на их плечи переложить государство.

Сама по себе идея, как это обычно бывает, хорошая, и цели благородные: сделать прозрачной сферу торговли обуви в стране. Но вот к реализации этой идеи у предпринимателей есть много вопросов.

"На 1 марта в информационной системе маркировки зарегистрировано более 2,8 тыс. участников оборота товаров, в том числе 115 производителей, 774 импортера и 1602 розницы, 341 оптовый реализатор. В каталоге зарегистрировано более 1,2 млн карточек товара. Все это свидетельствует о высокой динамике участия бизнеса в проекте маркировки обуви. Но участники рынка высказываются против введения маркировки, так как это ведет к дополнительным издержкам. По подсчетам бизнесменов, базовые затраты на маркировку обуви составляют более 1,1 млн тенге при среднем обороте 5 тыс. пар обуви. А ее внедрение не повлияет на импорт, так как в Казахстане просто недостаточно производителей обуви, чтобы закрыть весь рынок", - сказал начальник отдела сопровождения проектов Региональной палаты предпринимателей Костанайской области Роберт Юсупов.

Выход из положения торговцы обувью предлагают такой: сделать маркировку добровольной. Ведь это странно навязывать бизнесу не свойственные ему функции самого государства по борьбе с теневым оборотом и контрафактом.

Второй важный вопрос-  техническое обеспечение самой процедуры.

Владельцы обувных магазинов, зарегистрировавшись на платформе, отмечают, что мало того что сам сайт работает со сбоями, так еще маркировка отнимает очень много времени. Каждой паре обуви присваивается уникальный код, который нужно наклеить на коробку, а во время продажи просканировать его, чтобы товар вышел из оборота в системе. Чтобы выставить новый товар на продажу, нужно порядка двух недель. То есть придется нанимать отдельного специалиста, который будет заниматься маркировкой. Также есть точки на уличных рынках, где нет источника электричества. Или нет условий, чтобы поставить компьютер и кассовый аппарат со сканером штрихкодов.

«К примеру, на Наримановском рынке (вещевой рынок г. Костаная - прим. автора) 35 продавцов обуви, где им найти 35 программистов? Где у нас на рынках есть условия для такой работы? Малому бизнесу не под силу такие обязанности. Он просто исчезнет. Как происходит с теми, кто продавал шубы. Если раньше на Наримановке было 11 таких бутиков, то сейчас только два, но они распродают товар», - рассказала член Комитета по вопросам торговли Венера Демченко.

По итогам обсуждения было принято решение отправить в НПП предложение бизнеса по маркировке обуви для розничной торговли, чтобы довести опасения представителей малого бизнеса и среднего до правительства.

Роман Попов