Менеджмент

Менеджмент

Менеджмент необходим в каждой компании для координации работы сотрудников. Он улучшает организацию деятельности и производства, повышает внутренние показатели, поддерживает темп рабочего процесса. Предприятия стремятся к увеличению дохода, повышению экономической конкурентоспособности, а достижение этих целей напрямую зависит от менеджеров, которые ставят задачи и помогают сотрудникам их исполнять.  В чем суть менеджмента, что относится к менеджменту, его функции, виды и уровни — расскажем в статье.

Что такое менеджмент

Менеджмент — это управленческая деятельность. Она представляет собой совокупность следующих факторов:

  • планирование;
  • постановка целей;
  • организация бизнес-процессов;
  • координация;
  • мотивация;
  • контроль.

Субъекты и объекты менеджмента

В управлении всегда существуют субъекты и объекты.

  • Субъектами являются отдельные люди или группы, осуществляющие функции менеджмента.
  • Объектами можно считать людей, системы и процессы, на которые направлены действия субъектов. К примеру, сотрудники, конкуренты, партнёры, поставщики, информация, ресурсы. 

    Модели и принципы менеджмента

    В мире существует множество различных моделей менеджмента. Среди доминирующих в настоящее время выделяются три подхода:

    • американский;
    • западноевропейский;
    • японский. 

    Американская модель весьма формализована, а отношения в коллективе похожи на отношения внутри спортивной команды. Планирование имеет долгосрочный характер. Скорость карьерного роста зависит от личных результатов, срок найма часто кратковременный. В приоритете — максимальная прибыль с минимальными затратами ресурсов.

    Японская модель характеризуется идеологией на основе ценностей компании, отношения внутри которой похожи на семейные. Система принятия решений и ответственности чаще всего коллективная. В фокусе — качество любой ценой. Фактически полное отсутствие текучки кадров в связи со ставкой на максимальное повышение производительности труда. В японской модели распространён «пожизненный наём», при котором компания выращивает сотрудников, делая акцент не на имеющемся опыте, а потенциале человека.

    Западноевропейская модель представляет собой нечто среднее между американской и японской. Формальности разбавляются неформальными отношениями, ценится способность налаживать связи.

    При выборе модели менеджмента за основу часто берутся готовые решения, но они могут не прижиться без серьёзной адаптации с учётом территориальных или национальных особенностей, ментальности.

    В связи со всё возрастающей скоростью изменений на смену классическим моделям менеджмента приходят гибкие парадигмы и концепции: agile, «бирюзовые» организации, холакратия, хотя они далеко не всегда выдерживают испытание практикой.

    Задачи менеджмента

    Менеджмент нужен для определения и постановки целей, их достижения при помощи людей и ресурсов, координации и контроля.

    Без грамотной системы управления или самоорганизации невозможна эффективная хозяйственная деятельность в любой сфере: бизнес, государственное управление, некоммерческие проекты.

    Функции менеджмента

    Под данным понятием подразумеваются виды взаимодействия субъектов и объектов менеджмента.

    Постановка целей

    Условно можно выделить два базовых типа целей:

    • стратегические — долгосрочные;
    • тактические — краткосрочные.

    Существует также категория среднесрочных целей, которую имеет смысл рассматривать в особых случаях.

    Стратегические цели зависят от миссии, ценностей и идеологии компании. Они задают векторы развития организации и ориентиры, к достижению которых необходимо стремиться.

    Тактические цели больше направлены на оперативное управление.

    Планирование

    Планирование может определять как систему целеполагания организации и влиять на постановку целей, так и наоборот — планы могут строиться на основе уже определённых и сформулированных целей.

    В зависимости от используемой модели менеджмента, планирование также может кардинально различаться в подходах:

    • от жёсткого производственного плана на несколько лет;
    • до гибких систем планирования, основанных на итерациях в условиях неопределённости: Scrum, Kanban.

    Отдельного внимания заслуживает сценарный подход в планировании, когда разрабатываются мультивариативные схемы.

    В зависимости от различных факторов, которые были заранее предусмотрены аналитиками:

    • конъюнктура рынка;
    • динамика развития организации -

    используются различные варианты разработанных планов. 

    Организация деятельности

    Формально можно выделить два этапа организации деятельности:

    • формирование организационной структуры;
    • организация рабочих процессов. 

    В зависимости от модели менеджмента, организационная структура может сильно отличаться. Как уже упоминалось ранее, диапазон разновидностей может варьироваться:

    • от жёсткой древовидной структуры с вертикальной системой управления;
    • до группы независимых самоорганизующихся команд, каждая из которых самостоятельно определяет формат работы и внутренние регламенты.

    Организация рабочих процессов включает в себя:

    • объединение компетенций соответствующих сотрудников и подразделений;
    • эффективное распределение ресурсов и задач для достижения как стратегических, так и тактических целей компании. 

      Контроль

      Существует внешний и внутренний контроль:

      - Внешний контроль осуществляется различными проверяющими органами: налоговая, пожарная, технические инспекции, санитарно-эпидемиологическая служба, банки.

      При всей кажущейся негативной составляющей внешнего контроля, он имеет положительное влияние на работу организации. Мотивация сотрудников автоматически возрастает, когда они понимают, что их деятельность может быть проверена внешними органами со всеми вытекающими из этого последствиями для компании и для них лично. Руководство же на основе результатов внешних проверок, получает оценку деятельности сотрудников от третьей стороны.

      - Внутренний контроль производится ресурсами самой организации. Он может осуществляться как посредством ревизии и аудита, так и исполнителями или руководством.  

      Функции контроля необходимы для:

      • получения информации, на основе которой принимаются управленческие решения;
      • отслеживания прогресса компании в движении к намеченным целям;
      • сохранности материальных активов, важной и конфиденциальной информации;
      • рационального и более эффективного распределения ресурсов.

      Крайне важно понимать, как внедрённая система внутреннего контроля влияет на сотрудников. Она может мотивировать их и влиять на достижение целей организации, а может демотивировать и ограничивать.

      В первую очередь все сотрудники должны чётко понимать цели организации и поставленные перед ними лично задачи. Также важно наладить эффективные внутренние коммуникации и механизмы обратной связи.

      Можно выделить три стадии контроля:

      • предварительный — на этапе планирования формируются правила и регламенты;
      • текущий — осуществляется непосредственно в ходе процессов;
      • заключительный — подведение итогов, анализ и выводы.

По материалам интернета