Марсель захлестнула волна наркопреступности: почему банды вовлекают в насилие детей

Марсель захлестнула волна наркопреступности: почему банды вовлекают в насилие детей
фото: 123RF/joseh51

В Марселе, втором по величине городе Франции, наблюдается резкий рост преступности, связанной с наркотиками, что сопровождается беспрецедентной жестокостью и вовлечением детей в криминальную деятельность. По данным французского Министерства юстиции, число подростков-наркодилеров за последние восемь лет увеличилось более чем    в четыре раза, сообщает BBC.

В Марселе, втором по величине городе Франции, уровень преступности, связанной с наркотиками, резко возрос. Убийства, совершаемые с особой жестокостью, становятся пугающе случайными, а в наркоторговле растёт роль детей, которых часто принуждают к участию в криминальной деятельности.

Тревожные детали произошедшего потрясли город: по дороге в школу группа детей обнаружила тело 15-летнего подростка по имени Адель. Его родители в это время направлялись в полицию, чтобы заявить о его пропаже. Убитому выстрелили в голову, затем его тело облили бензином и подожгли. Это последний случай в череде мрачных убийств, связанных с быстро развивающимися нарковойнами в портовом городе. Эти конфликты всё чаще подогреваются социальными сетями.

«Сейчас царит хаос», — рассказал один из членов банды, демонстрируя шрамы от как минимум четырех пулевых ранений, полученных в результате покушения со стороны конкурирующей группировки. Он попросил использовать прозвище Бессмертный. Мужчине, которому сейчас чуть больше двадцати лет, он рассказал, что состоит в банде с 15 лет. «Но сейчас все изменилось. Кодексы, правила – правил больше нет. Никто ничего не уважает. Боссы начинают… использовать молодых людей. Платят им копейки. И в итоге они убивают других без всякой реальной причины. По всему городу царит анархия», — поделился Бессмертный.

По оценкам Министерства юстиции Франции, число подростков, вовлеченных в торговлю наркотиками, за последние восемь лет выросло более чем в четыре раза.

По всему Марселю полиция, юристы, политики и общественные деятели говорят о «психозе» — состоянии коллективной паники     и травмы, охватившем некоторые районы города. Обсуждается, как бороться с этим явлением: усилением полицейских мер или попытками решить проблему глубоко укоренившейся бедности.

«Здесь царит атмосфера страха. Очевидно, что наркоторговцы доминируют и с каждым днем ​​укрепляют свои позиции», — заявила местный юрист, пожелавшая сохранить анонимность из-за опасений мести. Она объяснила свое недавнее решение прекратить представлять интересы жертв бандитского насилия: «Верховенство закона теперь подчинено бандам. Пока у нас снова не будет сильного государства, мы должны принимать меры предосторожности».

«В наркоторговле такая огромная конкуренция, что... люди готовы на всё. Поэтому к нам приходят подростки 13 или 14 лет, которые выступают в роли наблюдателей или дилеров. Молодые люди видят трупы, слышат об этом каждый день. И они больше не боятся убивать или быть убитыми», — рассказал общественный деятель Мохамед Бенмеддур.

Причиной нынешнего психоза стало недавнее убийство 20-летнего стажера полиции Мехди Кессачи, не имевшего связей с наркоторговлей. Считается, что его смерть была предупреждением его брату, 22-летнему активисту по борьбе с бандитизмом и начинающему политику Ахмеду Кессачи.

Находясь под усиленной охраной полиции, Ахмед Кессачи дал интервью BBC, рассказав о смерти Мехди и чувстве вины, которое он испытывает.

«Стоило ли мне заставить свою семью уехать из Марселя? Вся моя жизнь будет посвящена борьбе с чувством вины», — сказал он.

Ахмед Кессачи впервые стал известен на национальном уровне в 2020 году, после убийства его старшего брата, который был членом банды по имени Брахим.

«Мы страдаем этим психозом уже много лет. Мы знаем, что наши жизни висят на волоске. Но все изменилось после COVID-19. Преступники становятся все моложе и моложе. Жертвы тоже становятся все моложе, — отметил он. — Мой младший брат был невинной жертвой. Было время, когда у настоящих бандитов... был моральный кодекс. Нельзя убивать днем. Не на глазах у всех. Нельзя сжигать тела. Сначала нужно угрожать выстрелом в ногу... Сегодня все эти шаги исчезли».

Ссылаясь на «беспрецедентный» уровень насилия, французская полиция отвечает на это так называемыми бомбардировками в районах Марселя с высоким уровнем преступности.

Хотя сейчас, похоже, доминирует одна банда, DZ Mafia, она использует своего рода франчайзинговую систему с разрозненной сетью мелких дистрибьюторов, в которых часто работают подростки и нелегальные иммигранты. Эти группы жестоко конфликтуют из-за территорий. По одной из оценок, в наркоторговле города может быть задействовано до 20 000 человек. В прошлом году власти конфисковали у преступных группировок 42 миллиона евро (36 миллионов фунтов стерлингов).

В социальных сетях регулярно распространяются видеозаписи, на которых члены банд, вооруженные автоматами, стреляют друг в друга в различных кварталах Марселя – бедных кварталах, характеризующихся высотными зданиями и концентрацией социального жилья.

Холодным днем ​​на прошлой неделе журналисты сопровождали группу вооруженных полицейских спецназа во время одной из их регулярных операций по "бомбардировке". Полицейские на своих фургонах подъехали к ветхому многоквартирному дому, в то время как молодой член банды, стоявший у ворот, тут же убежал пешком. Разделившись на две группы, полицейские бросились к зданиям с обеих сторон, пытаясь задержать наркоторговцев на лестничных клетках.

«Цель состоит в том, чтобы пресечь деятельность мест, где торгуют наркотиками. Мы закрыли более 40 таких мест... и арестовали много людей», — пояснил Себастьян Лотар, начальник региональной полиции.

В грязном подвале неподалеку полиция обнаружила десятки флаконов и крошечных пластиковых пакетиков, используемых для распространения кокаина. Позже полицейский объяснил, что задержанный ими 18-летний молодой человек умолял об аресте, говоря, что приехал в Марсель из другого города, а теперь его удерживают против его воли и заставляют работать на наркобанду.

«Это не Эльдорадо. У нас много молодых людей, вербованных через социальные сети. Они приезжают в Марсель, думая, что легко заработают. Им обещают 200 евро (233 доллара; 175 фунтов стерлингов) в день. Но часто это заканчивается страданиями, насилием, а иногда и смертью», — заявил главный прокурор города Николя Бессон.

В своем офисе Бессоне описал индустрию, которая, по оценкам, оценивается в семь миллиардов евро по всей стране и характеризуется двумя новыми тенденциями: растущим акцентом на онлайн-наем, продажи и доставку, а также увеличением числа подростков, принуждаемых к этой профессии.

«Теперь мы видим, как торговцы людьми порабощают этих... маленьких солдат. Они создают фиктивные долги, чтобы заставить их работать бесплатно. Они пытают их, если те крадут 20 евро, чтобы купить бутерброд. Это ультранасилие. Средний возраст преступников и жертв становится все моложе и моложе», — сказал Бессоне.

Он призвал местных жителей не поддаваться психозу, а вместо этого «реагировать, восставать».

Адвокат, попросившая не разглашать ее личность, описала дело, которое она вела.

«Один молодой человек, который категорически не хотел быть частью этой сети, был задержан после школы, вынужден участвовать в торговле наркотиками, изнасилован, затем ему угрожали, а потом и его семье. Используются все средства для создания рабочей силы», — сказала она.

В TikTok десятки видеороликов, сопровождаемых музыкой, рекламируют продажу наркотиков в марсельских кварталах «с 10:00 до полуночи», при этом каждый товар сопровождается собственным эмодзи: кокаин, гашиш и марихуана. Другие рекламные объявления направлены на вербовку новых членов банд с такими сообщениями, как «нанимаем работника», «250 евро за наблюдателей», «500 евро за перевозку наркотиков».

Для некоторых местных политиков решением проблем Марселя является введение чрезвычайного положения и гораздо более жесткие правила в отношении иммиграции.

«Необходимо восстановить авторитет. Нам нужно положить конец культуре вседозволенности в нашей стране. Нам нужно предоставить больше свободы и полномочий полиции и судебной системе», — заявил Франк Алиссио, местный депутат от популистской, крайне правой партии «Национальное объединение» и потенциальный кандидат на пост мэра.

Хотя древний средиземноморский город Марсель на протяжении веков был известен своей многочисленной иммигрантской общиной, Алиссио утверждал, что «сегодня проблема в том, что мы больше не можем интегрироваться экономически и ассимилироваться. Слишком много иммиграции. Проблема именно в количестве [иммигрантов]. И на самом деле, наркоторговцы, дилеры, дозорные, лидеры этой мафии — почти все иммигранты или иностранцы с двойным гражданством».

Это спорное утверждение, которое трудно проверить в стране, стремящейся избегать включения подобных деталей в официальную статистику.

Алиссио заявил, что сменявшие друг друга правительства вкладывали миллиарды евро в беднейшие районы Марселя, но это не принесло результата. Он обвинил родителей и школы в том, что они позволяют детям вовлекаться в наркоторговлю, но добавил, что сосредоточен на «решении проблемы, а не на социологических исследованиях».

Критики «Национального объединения», такие как адвокат, личность которого скрыта, обвиняли партию в «эксплуатации нищеты и страха» и в необоснованном возложении вины на иммигрантов за «гангрену», широко распространенную во всех общинах Франции.

Филиппу Пужолю, местному писателю и эксперту по наркоторговле в Марселе, также была предложена полицейская защита после убийства Мехди Кессачи.

«Я не уверен, есть ли веская причина для этого ужаса. Но... ужас распространяется. Я лучше буду бояться и быть осторожнее, чем рисковать без необходимости», — сказал он.

Однако он резко отреагировал на призывы к более жестким действиям полиции, заявив, что она лишь сглаживает симптомы «страдающего общества», а не устраняет причины проблемы. Назвав укоренившуюся нищету «монстром», Пужоль нарисовал картину общества, радикализованного десятилетиями пренебрежения.

«Этот монстр — это сочетание кумовства, коррупции, а также политических и экономических решений, принятых вопреки общественным интересам, — сказал Пужоль. —  В группе эти дети могут вести себя как придурки, но наедине с ними они остаются детьми, у которых есть мечты, и которые не хотят этого насилия».

Источник: BBC

#Франция #Марсель #Наркоторговля #Преступность #Подростки