Мировая практика
внедрения и развития системы «Электронного правительства»
Аналитический обзор
В рамках развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) многие страны мира ставят перед собой актуальную и перспективную задачу – внедрение и развитие системы «Электронного правительства».
В международной практике понятие «Электронное правительство» знакомо давно - в 1991 году впервые освещено в США. В настоящее время в мире накоплен значительный опыт в формировании и развитии этой системы.
Во многих передовых странах мира разработаны и реализуются комплексные программы, предусматривающие стратегии информационного развития страны. Мировое сообщество уделяет особое внимание этой сфере и проводит огромную работу по эффективному международному сотрудничеству, исследовательской деятельности и реализации глобальных инновационных проектов.
Так, например, начиная с 2003 года ООН раз в два года проводит исследования для оценки готовности и возможности национальных государственных структур в использовании ИКТ для предоставления гражданам государственных услуг. На основании этих исследований составляется рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства.
Рейтинг формируется исходя из индекса развития электронного правительства на основе оценки степени охвата и качества интернет-услуг, уровня развития IT-инфраструктуры и человеческого капитала.
Последние исследования ООН показали тенденцию в мире к росту использования инновационных ресурсов и внедрению ИКТ для оказания государственных услуг, а также вовлечению общества в процесс принятия решений и продвижение услуг, ориентированных на население и отражающих их потребности.
В современной практике не существует единой стратегии или шаблона формирования и развития электронного правительства, которые могли бы выступить в роли инструмента преобразований, трансформирующих политические процессы, бросающие вызов его традиционным институтам и механизмам. В мировой практике формирования и развития системы «Электронное правительство» принято выделять две основные модели формирования электронного правительства: «западная» и «восточная».
Восточная модель активно реализуется в Республике Корея, Сингапуре и Японии и многих азиатских странах, работает по принципу открытости и прозрачности деятельности государственных органов.
Западная модель включает в себя Америку и ряд европейских стран. В большинстве европейских стран особое внимание уделяется внедрению ИКТ в процесс административного реформирования и сервиса граждан, а в США также отводится роль в совершенствовании политической системы.
Интересный опыт Республики Корея, которая занимала несколько лет подряд (2010, 2012, 2014 гг.) лидирующие места и завоевало мировое признание ООН в 2016 году.
Важными аспектами корейского лидерства на мировом уровне стало создание благоприятных условий для развития ИКТ, в частности, обеспечение возможностей для всемерного совершенствования приложений, которые доступны для загрузки на едином интегрированном портале страны.
Внедрение системы электронного правительства Кореи проходило в четыре этапа. Первым этапом стало Правительство 1.0 – внедрение ИКТ в сектор государственного управления, перевод рабочих процессов на цифровые технологии и формирования инфраструктуры электронного правительства.
Второй этап Правительство 2.0 ориентирован был на граждан, взаимодействие с ними онлайн и интерактивно, реализован в период с 2001 по 2007 гг. Проекты внедрения электронного правительства были реализованы на базе принципов традиционализма (конфуцианства) и «рациональной бюрократии». За несколько лет было изменено до 40% нормативно-правовых актов, регулировавших государственное управление и службу.
На третьем этапе развития электронного правительства Правительство 3.0 в целях бесперебойного предоставления электронных услуг гражданам была осуществлена интеграция информационных систем электронного правительства и обеспечен открытый доступ к данным, необходимым для взаимодействия с государством.
В 2013 году начаты работы по реализации стратегии «умного» правительства – Электронное правительство 4.0, с помощью которого независимо от каналов доступа граждане могут пользоваться простым и бесплатным доступом к государственным услугам. В настоящее время реализовано свыше 400 проектов, больше половины которых выполнены малыми и средними предприятиями, 300 тысяч загрузок исходного кода единой стандартизированной платформы электронного правительства на основе программного обеспечения с открытой архитектурой (eGovFrame). Единая платформа eGovFrame, способствовавшая существенному сокращению бюджета на разработку новых и поддержку действующих систем электронного правительства, получила дальнейшее распространение в Болгарии, Мексике, Монголии, Вьетнаме.
Ключевым фактором внедрения ИКТ в систему управления Сингапура стало создание так называемых городов (TOWN), являющихся проектами, в которых принимают участие и взаимодействуют сразу несколько отраслевых министерств и ведомств. Также в Сингапуре особое внимание уделялось разработке ведомствами собственных сервисов, как, например, заполнение налоговых деклараций, выдача разрешительных документов. В итоге в 2006 году официальный веб-портал Сингапура (www.gov.sg) объединил все сферы жизнедеятельности населения - правительство, граждан, бизнес и нерезидентов.
Также неоспоримым преимуществом сингапурских проектов является стимулирование реализации проектов в рамках ИКТ на основе государственно-частного партнерства. Ярким примером является проект подведения высокоскоростных оптоволоконных линий доступа к интернету во всех домохозяйствах Сингапура, требовавший для реализации четыре млрд долларов. Государство вложило лишь один млрд долларов, оставив недостающую часть для реализации консорциуму, победившему в тендере.
Развитие системы «Электронное правительство» Японии основывается на Программе «317 шагов», в которой обозначено – к 2055 году обеспечить мировое лидерство в сфере ИКТ. Реализация данной программы должна проходить по пяти принципам:
- внедрение современных информационных сетей;
- применение информационных технологий в образовании;
- развитие электронной коммерции;
- использование информационных технологий в администрировании и работе социальных служб;
- обеспечение безопасности информационных сетей.
Проводимые реформы в стране стали ключевым условием в реализации государственной политики Японии в целом. Так, национальная программа «Электронная Япония» (e-Japan) по развитию перспективных информационных технологий, направленная на создание в стране инфраструктуры высокоскоростных сетей передачи данных, развертывание использования интернета, развитие электронной торговли (e-commerce), способствует снижению тарифов на все виды связи. Более того, принятые «Стратегия Электронная Япония» (e-Japan Strategy) в 2001 году, «Стратегия электронная Япония II» (e-Japan Strategy II) в 2003 году, «Новая стратегия реформ ИТ» (New IT Reform Strategy) в 2006 году, «Стратегия Японии-2015» (i-Japan Strategy 2015) в 2009 году и «Новая стратегия ИКТ» в 2010 году стали фундаментом формирования одной из самых развитых систем электронного правительства.
В рамках реализации поставленной задачи правительство Японии внедряло и ряд других проектов получивших мировое признание, - «Декларация самой продвинутой IТ-нации мира», «Интернет вещей» (Internet of things), Большие данные (Big Data), карты «Регистрации основных резидентов» (Basic resident register) и др.
В 2016 году при исследовании уровня развития электронного правительства стран мира информационная система Nowcast по сейсмической диагностике и прогнозированию получила высокую оценку ООН.
Великобритания, являющаяся представительницей западной модели формирования электронного правительства, также много лет занимала первые места в Индексе электронного участия и в рейтинге стран мира по уровню развития электронного правительства.
Развитие ИКТ в Великобритании началось с принятия стратегической программы «Модернизация государственной власти». В ее рамках были созданы правительственный портал «Великобритания-онлайн» (www.open.gov.uk), проект «Прямой доступ» (Direct Access), позволяющий государственным органам предоставлять гражданам в удобное для них время электронный доступ ко всем формам документов, использовать электронно-цифровую подпись для заполнения форм, необходимых для получения электронных государственных услуг.
Внедрение уполномоченного лица - электронного посланника (e-envoy) за соблюдением конституционных прав граждан на доступ к информации стало еще одним шагом на пути к всестороннему развитию системы «Электронное правительство» страны, обеспечению открытости государственного управления, снижению уровня коррупции и улучшению финансового управления.
В мире наиболее эффективной системой электронного правительства считается США, которая построена на принципах сервисного предоставления государственных услуг, быстрого удовлетворения потребностей граждан посредством ИКТ.
Важным фактором успеха стратегии электронного правительства» (E-Government Strategy) стало встраивание позиций, связанных с информатизацией государственного управления и качеством интерактивных правительственных услуг, в общую систему оценок эффективности работы правительственных ведомств, что нашло отражение в объемах финансирования из Государственного бюджета и специальных фондов. www.First-Gov.gov - правительственный портал объединил сайты федеральных, штатных и местных органов власти, он содержит 27 млн веб-страниц и предоставляет свыше тысячи электронных форм и реальных услуг.
В США большое внимание уделяется совершенствованию административной деятельности и политической системы в рамках ИКТ. Так, Федеральная корпоративная архитектура информационных технологий государственных организаций США занимается созданием единых стандартов для государственных информационных систем, в том числе стандарты данных, стандарты межведомственного обмена информацией, стандарты метаданных (и поиска информации), а также стандарты безопасности.
Основой в области формирования информационного общества стран Евросоюза являются базовые принципы макроэкономической политики стран-участниц.
Все отчеты о реализации проектов в рамках электронного правительства стран Европейского союза публикуются на официальном веб-сайте (epractice.eu) и основываются на перечне основных элементов IТ-инфраструктуры. Согласованная минимальная правовая база для развития электронного правительства в форме Директив Европейской комиссии создает условия для формирования необходимого фундамента развития системы электронного правительства. Соответственно, во всех странах Евросоюза приняты законы, охватывающие как технические аспекты, так и этические, и политические вопросы электронного правительства, такие, например, как электронно-цифровые подписи, электронная торговля, защита данных, распределение госзаказов, доступ к информации и другие.
В Евросоюзе особое внимание уделяется национальным порталам предоставления электронных государственных услуг. Например, в ряде стран Европы по специальной проблематике или для отдельных категорий граждан также функционируют дополнительные порталы электронного правительства. Во Франции – Портал для госслужащих, в Голландии – Портал «обратной связи» с гражданами (Citizenlink), целью которого является стимулирование участия граждан в общественной жизни и жизни государства через измерение уровня удовлетворенности граждан деятельностью государства. Доступ к национальным порталам в ряде стран имеется не только через интернет и компьютер, но, например, как в Великобритании возможен с использованием каналов цифрового телевидения, мобильных телефонов. Также стоит отметить реализацию специализированных решений по управлению всеми электронными формами, использующимися при взаимодействии государства с физическими и юридическими лицами, которые внесут значительный вклад в развитие электронного правительства европейских стран путем налаживания электронного взаимодействия и создания возможностей для электронного документооборота. Примером являются э-Формы (eForms) Голландии или онлайн-центр форм (Online Form Center) Германии.
Таким образом, несмотря на схожесть восточной и западной моделей электронного правительства, каждое государство, исходя из своих экономических, социальных и политических интересов, разрабатывает и на постоянной основе совершенствует механизмы внедрения электронного правительства. двигается в направлении от использования онлайн-сервисов к широкому использованию ИКТ для оказания государственных услуг, а также к трансформации политических институтов, принципов и механизмов, предусматривающих модернизацию форм и сферы влияния граждан на процесс принятия и реализации управленческих решений.
По материалам интернет-ресурсов
04.05.2020 г
Ahmed
Диорэль Ахмедова